<
1. Карьера в автоспорте
1.1.Начало
Экклстоун родился в Ипсвиче, графство Суффолк, в Англии, но скоро семья переехала в Лондон. Берни бросил школу в 16 лет и начал работать на местном заводе газового оборудования и стал заниматься своим хобби — мотоциклами. Вскоре после конца Второй Мировой Войны, Экклстоун начал собственное дело — торговлю запчастями для мотоциклов, и основал дилерскую контору Compton & Ecclestone вместе с Фредом Комптоном. К этому же времени относится дебют Берни ни за рулем гоночной машины в Формуле-3 с объемом двигатели 500cc. Он провел лишь несколько гонок до того момента как в 1951 году от попал в серьезную аварию в Брэндс-Хэтч — после вылета его машина приземлилась лишь на близлежащей автостоянке.
1.2. Собственная команда
После инцидента Берни на время оставил гонки и сделал несколько удачных вложения и недвижимость и взял кредит для основания аукциона по продаже шикарных машин. Он вернулся в гонки в 1957 как менеджер пилота Стюарта Льюис-Еванса, позднее купил команду Connaught, пилотами которой были Льюис-Еванс, Рой Сальвадори, Арчи Скотт-Браун и Айвор Бьюэб. Сам Экклстоун пытался в 1958 году пройти квалификацию в Монако, но неудачно.
Он продолжал быть менеджером Льюиса-Еванса, когда тот перешел в Vanwall, Сальвадори к тому времени ушел в Cooper на административную работу. На ГП Марокко Льюис-Еванс получил множественные ожоги, когда ему двигатель взорвался при аварии, и через 6 дней скончался. Экклстоун был шокирован и на время снова ушел из гонок.
Однако вскоре его дружба с Сальвадори привела к тому, что Берни стал менеджером Йохена Риндта и одновременно одним из собственников команды Риндта в Формуле 2, которая использовала шасси Lotus и одним из пилотов которой был Грэм Хилл. Риндт на пути к своему чемпионству в 1970 году разбился и Монце, но все же выиграл чемпионат посмертно.
В начале 1972 года, Экклстоун купил команду Brabham у Рона Торанка десятилетнюю тяжбу за контроль команд над Ф1, основав Formula One Constructors Association вместе с Фрэнком Уильямсом, Колином Чепменом, Тэдди Майером, Кеном Тиреллом и Максом Мосли. Вопрос телевизионных прав был одним из основных в этой тяжбе.
3. Война FISA vs. FOCA
Экклстоун стал исполнительным директором FOCA в 1978 году, Макс Мосли в то время был его юридическим советником. Вместе они начали серию судебных разбирательств с FIA и Жаном-Мари Балестром (FISA), результатом чего стала победа Экклстоуна, добившегося того, что было признано право FOCA в распределении доходов от телетрансляций. Берни основал FOPA (Formula One Promotions and Administrations), которая управляла распределением 47% доходов от ТВ в пользу команда. 30% получала FIA, 23% — сама FOPA (т.е. сам Берни). Кроме того, FOPA распределяла и призовые между командами (не бесплатно).
4. Договор Согласия
Доходы от телетрансляций таки делились между компаниями Берни, командами и FIA до конца 1990-х, но Берни в 1997 добился еще большего — новый Договор Согласия полностью сделал коммерческий права собственностью Берни и обмен на ежегодные стабильные отчисления. Данный договор в части отношений с командами заканчивается 31 декабря 2007 года, а в части отношений с FIA — 31 декабря 2012 года.
Формально все коммерческие права принадлежат холдинговой компании FOH (Formula One Holdings), находящейся во владении SLEC Holdings, аффилированной г-ну Бернарду Экклстоуну , 75% акций которой, в свою очередь, принадлежат Speed Investments — группе инвесторов из трех банков (американские JP Morgan и Lehman Brothers и немецкий Bayerische Landesbank), а оставшиеся 25% акций — семейной компании Экклстоуна Bambino Holdings. До недавнего времени этих 25% Эккстоуну хватало для контроля над SLEC Holdings и лишь в феврале 2005 года Speed Investments смогла через суд добиться контроля над советом директоров SLEC Holdings, сохранив при этом за Экклстоуном все полномочия по управлению компанией.
Таким образом, практически все права по управлению спортом уже более 20 лет сосредоточены в одних руках – у Бернарда Экклстоуна, при этом следует учитывать и то, что Берни является близким другом Президента FIA Макса Мосли, что также укрепляет его позиции.
Сейчас, когда возникла угроза раскола чемпионата, Берни остается той фигурой, которая фактически устраивает все стороны — и FIA, и команды, и банки, входящие в Speed Investments. Берни, несмотря на недавно отпразднованное 75-летие и перенесенную в 1999 году операцию по аортокоронарному шунтированию, активно работает для развития Ф1 (не забывая при этом и о своих личных интересах)
2. Политика
В 1997 году Экклстоун был вовлечен и скандал, когда открылось то, что он пожертвовал 1 млн. фунтов Партии Лейбористов, а после этого Правительство смягчило свои позиции в области запрета на табачную рекламу во время ГП Бритарии. В итоге Лейбористы вернули Берни этот миллион…
3. Богатство и семья
В 2003 году по данным The Sunday Times Экклстоун занимал 3 место среди самых богатых людей Великобритании с состоянием в ?2,4 млрд. В 2004 же году у Берни было лишь 8 место, а капитал уменьшился до ?2,343 млрд. В начале 2004 года он продал свою лондонскую резиденцию Лакшми Миталлу за ?70 млн. (или $128 млн.), что сделало этот дом самым дорогим Англии.
Берни женат на Славике Экклстоун, в девичестве, хорватке, бывшей модели Armani ростом 188 см. Славика, которая на 28 лет младше мужа, подарила ему двух дочерей — Тамару и Петру.
Читайте также:
Bernie Ecclestone, the man behind Formula One. BBC News (12 November 1997).
Chicanery in Formula One? The Economist (26 August 2004).
Grand prix, grand prizes. The Economist (13 July 2004).
Griffiths, John. The case that will decide Formula One’s future. Financial Times (23 November 2004).
Mott, Sue. The funny billionaire in trapped in the body of a tyrant. The Telegraph (20 March 2004).
Mr Formula One. The Economist (13 March 1997).
The main men in F1. BBC Sport (11 October 2004).
Отдельное спасибо — Wikipedia
Предлагаю разместить вверху иную фотографию. http://www.mclaren.f-1.ru/Berni_con_Shumi.jpg
это было давно и неправда!