За рубежом, в Соединенных Штатах Америки, живет человек, который очень хорошо разбирается в мировом автоспорте. В европейском – потому что у него итальянская фамилия, в американском – потому что он там живет. И вот недавно на глаза попалась мне его фантастическая статья, которая была написана еще в мае 2004 года. И хотя времени уже прошло много, эта статья интересна до сих пор, что доказывает – ее писал гений. И покуда межсезонье, то давайте вместе немного пофантазируем и почитаем статью Марка Чиполлони, подумав — а каким он ведь мог стать необычным, чемпионат мира 2006 года!
Почему Берни может и должен купить сейчас ChampCar.
Год назад репортеры сообщали, что Берни Экклстоун собрался купить то, что тогда называлось серией CART. Он не сделал этого тогда, но отчего же он должен сделать это теперь? Некоторые из вас, возможно, подумают, что разговор этот мы ведем исключительно из желания пофантазировать о том, что случится, если Берни купит ChampCar. Возможно вы правы, но если вы прочтете эту статью дальше, то вы увидите серьезные аргументы, почему Берни должен сделать это.
Для будущего мира автогонок с открытыми колесами важное значение может иметь как случай, так и стратегическое планирование. Из-за опасения потерять благополучие болельщиков и доминирования Ferrari, ChampCar планирует внести изменения в двигатель и шасси, а в F-1 был принят ряд мер, направленных на снижение стоимости и ряд изменений спортивного регламента.
И хотя Берни Экслстоун не занят обновлением календаря как прежде, слухи о том, что он желает перенести американский Гран-При в другое место, или ввести второй американский Гран-При в уже переполненный календарь Формулы-1, чтобы сделать что-то существенное для ослабления власти NASCAR на территории США, где NASCAR является монополистом. Берни думал о покупке серии ChampCar год назад, но не сделал этого по двум причинам: 1. CART был публичной компанией и упоминание имени Берни в сочетании с названием серии помешало бы сделать ее частной, так как акции взлетели бы до небес. 2. Берни имеет пункт в Договоре Согласия, который запрещает ему покупать другие гоночные серии с открытыми колесами.
Однако с тех пор произошли некоторые изменения, которые могут сделать покупку ChampCar со стороны Берни не только возможной, но даже сделкой века.
Аргумент 1.
По Договору Согласия Берни имеет право проводить максимум 17 гонок в сезоне, по новому соглашению, которое сейчас обсуждается, он будет иметь возможность проводить максимум 20 гонок, а объединив серии, Берни мог бы предложить промоутерам/правительствам всего мира 33 гонки (см. гипотетический список ГП 2006 года ниже).
Аргумент 2.
С учетом того, что многие автопроизводители готовы отколоться, считая вложения в формулу-1 неадекватными отдаче, Берни и Мосли должны найти способ сбить рост стоимости формулы-1, придавая большее значение автопроизводителям. ФИА недавно предложила внести изменения в регламент, позволяющие продавать клиентские шасси, клиентские моторы, правила, предусматривающие стандартную электронику, нулевой взнос для новых команд, двигатели на несколько гонок и т.д., что позволило бы командам из двух машин укладываться в 30 миллионов долларов в год. Если расходы упадут так значительно, то Берни и Макс позволят им неплохо заработать (см. Аргумент 4).
Аргумент 3.
Кевин – Калковен – рискованный предприниматель. Но все же он со своими партнерами не делает крупных инвестиций, если нет разумного плана по их возвращению через 5 лет. Кевин – новичок в гонках. Так готов ли он потерять все только потому автогонки – его первая любовь? Что-то не сходится.
Калковен заявлял, что готов терять деньги только в первые два года – 2004 и 2005. Потом к третьему году его занятие должно начать приносить деньги. Не нужно быть конструктором ракет, чтобы понять – такое возможно только при поддержке автопроизводителей, которой пока не наблюдается. Автопроизводители исторически горят желанием потратить кучу денег в автогонках, так как продажи машин и показуха вашей продукции на гоночном треке рядом с вашими конкурентами – дело взаимосвязанное.
Так каков план? Как сделать так, чтобы привлечь автопроизводителей в OWRS и при этом они вели переговоры не с позиции силы, а исходя из желания искренне помочь?
Аргумент 4.
ChampCar имеет в Северной Америке множество фантастических трасс, но не может выжить без поддержки автопроизводителей. В то же время Берни Экклстоун многие десятилетия пытается добиться успеха в Америке, но его серия имеет лишь посредственную популярность на этом крупнейшем мировом рынке легковых автомобилей.
Если Берни купит ChampCar, переименует его в West F1 (по аналогии для базируемых сейчас в Европе команд будет название East F1), и объявит, что автоморбили ChampCar будут иметь те же самые спецификации, что и автомобили F-1 2006 года, то несколько зайцев можно будет убить одним выстрелом.
ChampCar тут же получает поддержку автопроизводителей, в которой он нуждается, так как новые правила обязали бы каждую команду иметь по 2 автомобиля в каждом дивизионе. Автопроизводители получают не меньшую выгоду, так как за гораздо меньшие деньги, которые они тратят сегодня в F-1 они получают 13 гонок на северо-американском континенте (для большинства из них – крупнейший рынок легковых авто) вместо двух сегодня (Инди и Монреаль). С 33 гонками, как прелагается ниже, они получают не только весь мир, но и Северную Америку с гонками высочайшего уровня.
Аргумент 5.
Берни извлек бы колоссальную выгоду от телетрансляций по всему миру, транслируя 33 гонки чемпионата каждый уик-енд, начиная с конца февраля и заканчивая началом октября. Часть успеха Nascar в том и заключается, что его болельщики могут смотреть свои гонки почти каждый уик-енд с середины февраля по середину ноября. Показ каждый уик-енд дает большую непрерывность, как в футболе, хоккее, бейсболе, баскетболе и всех других игровых видах спорта. При паузе в 2 или даже 3 недели вы теряете случайного болельщика, да и постоянные болельщики при таком раскладе иногда больше увлекаются собственными делами, забывая при этом включить телевизор.
Приведенный ниже список предлагает два дивизиона – Западный (существующие команды ChampCar) и Восточный (существующие команды F1). Внутри каждого дивизиона проводятся по 13 регулярных гонок и по итогам назначается чемпион дивизиона. Однако, как в любом спорте, помимо континентальных чемпионатов, проводится и мировое первенство. Так и здесь предлагается затем проведение 7 совместных гонок двух дивизионов на лучших трассах мира, чтобы определить чемпиона мира. В заключительных семи гонках за звание мирового чемпиона могут принять участие только по 10 лучших пилотов от каждого дивизиона.
А теперь представьте, какова будет реакция СМИ и зрителей по обе стороны океана при проведении гонок на звание чемпиона мира! Восток против Запада! Американцы против европейцев! Болельщики будут умирать от гордости за свою национальность! Внимание всего гоночного, да и всего спортивного мира будет приковано к этому сражению за мировую корону (как среди пилотов, так и среди автопроизводителей)! Кто лучше – американцы или европейцы? Мы это решим раз и навсегда.
Каждый из пилотов, участвующих в финальных семи гонках, получает на старте количество очков, соответствующее его позиции в регулярном чемпионате дивизиона. Таким образом, пилоты с одной стороны вознаграждены за высокие результаты по ходу регулярного чемпионата, но в то же время 10-й пилот еще претендует на чемпионскую корону. Пилоты и производители получают очки по действующей сейчас в Ф-1 системе 10-8-6-5-4-3-2-1. За 7 гонок, таким образом, пилот может набрать 70 очков, которые будут добавлены к стартовым очкам. Таким образом, если пилот выиграл чемпионат дивизиона и все 7 гонок плей-офф, он набирает максимальное количество – 100 очков.
Стартовые очки для лучшей десятки пилотов дивизиона перед объединенным чемпионатом дивизионов:
1 место: 30 очков
2 место: 26
3 место: 24
4 место: 22
5 место: 20
6 место: 18
7 место: 15
8 место: 10
9 место: 5
10 место: 0
Гипотетический календарь 2006 года
Date Дивизион F1 West (Северная Америка) Дивизион F1 East (Европа) Feb 26 Miami, FL Mar 05 Melbourne, Australia Mar 12 Rio de Janeiro, Brazil Mar 19 Sepang, Malaysia Mar 26 Monterrey, Mexico Apr 02 Umm Jidr, Bahrain Apr 09 Long Beach, CA Apr 16 Каникулы Восточного дивизиона - гонок нет. Apr 23 Imola, Italy Apr 30 Beijing, China May 07 Barcelona, Spain May 14 Chicago, IL May 21 Monaco May 28 New York, NY Jun 04 Montreal, Canada Jun 11 Vancouver, Canada Jun 18 Istanbul, Turkey Jun 25 Cleveland, OH Jul 02 Magny-Cours, France Jul 09 Toronto, Canada Jul 16 Silverstone, England Jul 23 Denver, CO Jul 30 Hockenheim, Germany Aug 06 Elkhart Lake, WI Aug 13 St. Petersburg, Russia Aug 20 Montreal, Canada Aug 27 Spa, Belgium Sep 03 Объединенный чемпионат дивизионов (по 10 лучших пилотов от каждого дивизиона) Sep 10 Monza, Italy Sep 17 Sep 24 Shanghai, China Oct 01 Seoul, South Korea Oct 08 Suzuka, Japan Oct 15 Oct 22 Surfers Paradise, Australia Oct 29 Nov 05 Mexico City, Mexico Nov 12 Las Vegas, NV
Эпилог.
Эта концепция – всего лишь моя фантазия или она имеет важный смысл, потому что это – решение победы. Победы для каждого, если он хотя бы на мгновение забудет про свои личные амбиции. Берни получит больше гонок , на трансляциях с которых он сможет сделать больше денег, автопроизводители получат прибыльный североамериканский рынок, Champ Car получит автопроизводителей и всемирный телеэфир, в котором также нуждается Формула-1, и, возможно, что еще более важно – дорожные гонки, получат важную выгоду (внимание болельщиков, спонсоров и автопроизводителей)на фоне растущей угрозы со стороны картеля овальных гонок, планирующего захватить весь мир.
Вам решать. Что еще важнее – решать должен Берни.
4 мая 2004 года.
Блин, а идея мне понравилась!!!
Идея гениальная — согласен. осталось заставить берни купить Champ Car!
Клёво! :)
Конечно, в данном виде идея не заработает никогда, но концепция революционная. И весьма привлекательная
Да, идея хороша, когда-же в России появится автоспорт такого уровня
Хотя-бы трасса Формулы 1
Думаю, этот момент был не за горами. TVR уже купили, Челси купили (говорят Рома к Jordan тоже приценивался), Jordan купили… Но государство вдруг взяло и монополизировало рынок энергоносителей путем национализации разных видов — у одних отобрало, у вторых выкупило. Третьи сами готовы делиться. А государству Формула-1 нужна как зайцу стоп-сигнал — вспомни про отношения нынешнего энергомонополиста Газпрома и Минарди, а теперь Газпрому до автоспорта теперь вообще как до Луны. Разве что кто в качестве предвыборного проекта кто чего замутит, но в это веры мало — перестал к нам ездить Берни.
Так что только трак-триал нам грозит в лучшем случае…. :(
А мне идея не нравицца!
идея хороша и неплохо продумана.
Проблемы:
1) американцам, по-моему, что OWRS, что WestF1 — до степы.
150 тыс.чел. приходят пожрать сэндвичей и так. Никогда что-то кроме Наскара не станет в СМА воспринимать также серьезно как гоночная серия
2) 33 этапа — это девальвация победы в каждом отдельном этапе. Лично мне 33 в сезон не кажутся привлекательными. Мне и 19 то много
3) Поддержут ли эту идею автопроизводители? Я не уверен. В Ф1 они покупают прежде всего престиж и гламурность. Объединение Ф1 и Чампкаром — шаг назад в смысле престижа и прочей мшуры. Я не уверен, что риск оправдан
Отвечу
1. Во всем, что связано с автомобилями – американцы впереди планеты всей. Когда у них рабочие ездили на работу на собственных авто, в Европе еще монархи на лошадях рассекали. Ну а уж Индианаполис был построен, когда европейцы не провели ни одной серьезной гонки. Ну а по поводу гамбургеров – можно подумать, что мы в антрактах коньяк в буфетах не пьем.
2. А почему девальвация? Вот в чемпионате России по футболу тоже 30 с лишним туров, в Лиге чемпионов матчей – вообще не сосчитать, английский чемпионат тоже зашкаливает за 5 десятков матчей. И никто не кричит про девальвацию.
3. Автопроизводители поддержат. Каждый из них в каком-то виде присутствует в каком-то чемпионате за рубежом: будет это формула БМВ, ALMS, IRL или еще что-то – там серий столько, что голова идет кругом, включая всякие формулы-атлантики и пр. А тут в первый им удастся под знаменем ф-1 провести очнувю дуэль из 20 гонок!
Санкт-Петербург, Россия, так мило затесался в эту компанию)))))
А вообще, идея имеет право на существование. Одобрямс!
Кстати, про еженедельность — правильная мысль. Пусть даже и разные дивизионы. Правда в то, что такое возможно, верится с большим трудом.
Пару лет назад действительно обсуждалась идея проведения гонки CART по улицам Питера. Американцам правда не сказали, что в Питере дороги со времен блокады не ремонтировали :)
размах фантазии конечно поражает…) имхо, ни тем ни другим оно особо не надо.
1. Садден (здаров!) правильно заметил, что аборигенам по барабану какая то Ф1. ну привыкли они к своему (НХЛ, бейсбол… они так и не захотели играть в футбол — игра №1 между прочим…), что им даст формула ? ответ — занять почетные ряды минарди… а какая нация больше всех не любит проигрывать..? ))
2. автоконцернам Ф1 нужна как закрытый элитный клуб. 33 гонки — ширпотреб. рынок..? ну скажите мне, зачем тойоте штаты, если там лексус..? ок, нужен, но если Фрэнк на лексусе будет всех делать, тойота будет тихо с..сать..? )) или даймлеру в штатах надо порвать крайслер..? ))
3. ну и не верю я, что Берни такое под силу… ему бы 2008 подписать, а то вэст еще…
4. хотя лично мне было бы интересно при условии, что форд и гм сделают заводские команды… но они ведь не камикадзе лезть в безвыигрышную конкуренцию… )
2 Francisco Santander.
по п.1 — да, но какая связь? Наскар — самые интересные гонки планеты. Зачем амерам эти непонятные OWRS?
по п.2 — ты смотришь хотя бы 1 матч в каждом туре? Я вот вообще не смотрю. именно потому, что 1 матч ничего не решает. В Ф1 при 16 этапах влияние каждого ГП и его престиж были гораздо большими. В Это году мне 19 ГП много… гонки еще смотрю, а вот квалу — уже нет
по п.3 — очная дуэль выгодна не всем автопроизводителям. Наверное, им выгоднее будет остаться каждому в своем болоте и там побеждать.
По поводу так называемой девальвации победы. Во-первых число гонок СОКРАТИТСЯ !!! до 13 в каждом дивизионе. В Западном будут ездить америкосы, в Восточном наши, и пересекаться они друг с другом не будут. Финальные 7 гонок — это как кубок УЕФА. Определяется the best of the bests. Не хошь смотреть Западный чемп — не смотри, в чём проблема-то? А главная задумка была чтобы сравнить в очном так сказать поединке Запад и Восток.
Эта главная задумка побречена на провал ;) Зачем кому-то проигрывать, если выиграть могут и те, и те? ;)
и, кстати, раньше ж делали такие заезды совместные. Америкосов били ;) И что, они попробовали стать лучше? Нет, ушли и стали побеждать у себя
2 Садден:
1. Ну так речь-то как раз и шла о том, чтобы потеснить Наскар — нет ведь ничего вечного. И если будет интересное зрелище, то американцы и формулу-1 сожрут как гамбургеры.
2.я не смотрю, но у меня есть знакомые, которые не только смотрят, но и каждый выходные проводят на стадионе, проводя «серебряный сезон», а есть люди, которые и «золотой сезон» себе устраивают
3. Формула-1 — это бренд и награда в ф-1 не помещает ни одному автопроизводителю. Кстати, китайцы в этом году обгонят Германию по объемам производства.
Франциско, ну, в общем, мне не по душе много этапов, искусственная интрига и маниакальная идея выявить лучшего из лучших..
просто не считаю это правильным. Как болельщик
…
это типа аминь?
Сад, ну американцы умеют организовывать шоу
а нафига мне шоу, если мне интересен спорт?
Нет уж, даже покупка активов CART Тони Джорджем более лучший вариант (а после 2-х лет кажется такой вариант не хуже, чем состоявшийся OWRS-овский).
Глупая идея. Ф1 это не даст ничего, кроме абстрактного американского рынка и примитивизации. Этапов слишком много, значения одной гонки девальвируется до нуля. а юсовцы все равно Ф1 в чистом виде не примут — менталитет не тот — нужны будут пейс-кары из-за упавшей на асфальт баночки колы, Жф каждые 10 кругов и все такое. На хер это надо?
Тем не менее, развитие пошло примерно по такому пути, только вместо объединения с Champ Car произошло объединение с MotoGP
Ну, оно организационно-коммерческое, а не соревновательное.