Обзор сезона 2005 года. Часть 1: Старт. Фрагмент 1 из 2

Обзор описывает расстановку сил и оценки выступлений пилотов и команд на старте сезона 2005 года (до ГП Сан-Марино). Автор не претендует на полную объектвность, а лишь пытается, собрав информацию воедино, максимально подробно изложить свои мысли, надеясь, что читатели присоединятся и в споре родится истина. Это первый фрагмент Части первой обзора (Старт сезона), в котором представлены оценки всех пилотов и команд и ТРЕПанированы первые 5 команд чемпионата.
_________________________________________________________________________

Старт сезона 2005 года ознаменовал собой начало, как мы теперь знаем, недолгой эры долгоиграющих шин, а также эры специальных ресурсных требований к двигателям (1 агрегат на 2 гонки). Вкупе с немаленькими изменениями в аэродинамике, а также новым нелогичным и сложным форматом квалификации это позволило все же перетасовать карты. В итоге лидеры прошлого сезона (Ferrari и B.A.R.) оказались в глубоком кризисе, а McLaren и Renault получили шанс наконец-то всерьез побороться за самые высокие цели.
Кроме уже упомянутой выше беспомощности Ferrari, сюрпризом стали уверенные выступления Renault, Toyota и Red Bull, а также явные проблемы McLaren при явно высоком потенциале машины. Ситуацию усугубил еще и тот факт, что первые три гонки проходили за океаном и команды, хотя и остро нуждались в оперативном исправлении ошибок в адаптации к новым правилам, кардинально за это время мало что изменили, за исключением Ferrari, в пожарном порядке выставившей новый болид уже на ГП Бахрейна, на 2 ГП раньше планировавшегося.
Начало сезона вышло сумбурно-сенсационным. Сначала на ГП Австралии все карты спутал дождь в квалификации, отбросивший ряд лидеров если не в конец, то в середину стартового поля. Потом команды показали, что к новым правилам за 2-3 ГП не адаптируешься. В итоге мы имели неудовольствие наблюдать картину, лишь отдаленно напоминавшую спорт высших достижений – в начале гонки все берегли покрышки, в конце – двигатели. Под лозунгом «сберечь!» много не навоюешь и, слава богу, что команды во взаимодействии с шинниками и мотористами к концу этого стартового отрезка наконец-то нащупали свои разумные пределы и если перекос в сторону надежности и доезда хоть и сохранился, то перестал быть столь явным и граничащим с фарсом.

Итак, начало сезона, новые лидеры пока не верят в свое счастье и ждут когда тот самый бык спустится к своему стаду, лидеры же старые и те, от кого ждали лидерства, пребывают в состоянии грогги в первую очередь от самих себя от неожиданности поражений.
_________________________________________________________________________

Попробуем же ТРЕПанировать:

1. Команды:

Renault

    Безусловно, лучшая команда старта сезона. Конструкторский штаб французов на удивление точно угадал с балансом машины, которая быстро прогревала шины и не особо их изнашивала, а, кроме того, была быстра в квалификации (что, впрочем, отчасти является следствием быстрого прогрева шин). R25 поехала сходу, сходу начала выдавать результат. В пусть быстрейшие круги в гонке чаще принадлежали McLaren – по среднему темпу и по запасу скорости R25 на голову превосходила своих соперников на старте сезона. Мало кто воспринял эти успехи Renault всерьез – уж слишком часто они показывали, что не могут должным образом развивать болид по ходу сезона, а между тем, как выяснилось, оба своих титула Renault завоевала своим бесподобным стартом сезона.
    Безусловно, французом помогала и удача (квалификация ГП Австралии), и неудачи соперников, но нельзя не отметить и настроенность команды на борьбу, уверенность в себе, смелость в подходе к гонкам (такое впечатление, что Renault – единственные, кто не перестраховались), а также концентрацию на одном пилоте, которая сразу начала давать плоды. И можно долго ругать Renault за явную командную тактику, но… как сказал позже Флавио Бриаторе, они были вынуждены сделать такой выбор, поскольку на равное обслуживание и развитие двух машин у команды не было ни денег, ни опыта. Фернандо 4-й сезон в команде, Renault делает машины под него не первый год, потому нет ничего удивительного в том, что R25 изначально лучше подходила Алонсо, который, заметим, именно на страте этого сезона доказал, что достоин быть лидером команды, а команда, имеющая лидера, ведущего ее к заветной цели – вдвойне сильнее (и пусть в жертву и приносится проигравший, получающий, как это и было у Джанкарло, вечные проблемы с балансом, непонимание с руководством команды и потерю имиджа и статуса).

Оценки:

  • Доводка / модификация болида / настройка болида – 8
  • Работа команды в ходе уик-энда – 7
  • Тактика на гонку – 8
  • Командная тактика — 7
  • Командный дух – 9
  • Итого: 39

_________________________________________________________________________

McLaren

    На предсезонных тестах команда блистала. Как и в высказываниях в прессе. Приход в команду Хуана Пабло Монтойи воспринимался всеми как безусловное усиление (особенно после его победы на последнем ГП чемпионата 2004 года), да и конструкторский штаб команды вроде бы наконец-то стал избавляться от дефектов в организации работ и двигался явно в верном направлении, доводя до ума концепцию болида, впервые нашедшую воплощение в мертворожденном МР4-18.
    Однако не срослось. Как выяснилось, слабым было каждое звено в команде:

    1. Болид был великолепен. Да, я не ошибаюсь, великолепен он был изначально – не даром, без серьезных доработок дошел до самого финиша сезона. Проблема была в том, что команда ошиблась в его доводке и настройке. Напуганные проблемами с двигателями в 2004 году, мотористы Mercedes придушили, слишком придушили движок — под два ГП, как никак — но второго 2004 года в исполнении немцев мир бы не выдержал. Напуганные МР4-18 конструкторы недостаточно агрессивно подошли к его настройке (по ходу сезону исправились, но толку?), а, кроме того, штаб Ньюи (безусловно, гения, но уж слишком увлекающегося), так увлекся идеей «болида, берегущего шины», которую они вынашивали специально к сезону 2006 года, когда была отменена замена шин на пит-стопах, что болид начал беречь шины даже в ущерб скорости. На первых двух этапах пилоты попросту не могли прогреть шины, из-за чего были неубедительны и совершали мелкие ошибки. По поводу всего этого хочется задать вопросы – а тесты-то на что? Или команда была настолько уверена в своей силе, что решила взять первые этапы малой кровью?;
    2. Пилоты также были не идеальны. Кими Райкконен, который был (и сейчас является) моральным лидером команды, начало сезона, по признанию механиков McLaren, просто проспал. На первых трех этапах финн был вялым и несконцентрированным, в том числе и это стоило ему важных (прежде всего – психологически) очков на страте чемпионата (за 4 первых этапа он набрал меньше очков, чем Монтой за первые два). Хуан Пабло же вдруг понял, что болид ему совершенно не подходит. Недостаточная поворачиваемость, которую предпочитает Кими, была для МР4-20 качеством врожденным. Тем не менее, опять же не совсем понятно, почему проблема не была в таком явном виде выявлена тестах. Впрочем, это известно разве что самому Хуану и гоночным инженерам. А потом Хуан повредил плечо, играя во что-то, что потом назвал теннисом. Тут уж без комментариев;
    3. Управленцы McLaren показали свою неготовность управлять командой не по результатам ошибок, а ставя перед собой амбициозные цели. Команда переоценила опасности, и не ликвидировала слабостей внутри своей структуры. Такое впечатление, что McLaren был готов к борьбе за победы, но не к самим победам.

    Все в совокупности привело к тому, что команда выглядела на первых ГП беспомощности и растерянно, несмотря на то, что потенциально была лучшей. Проваленные 4 этапа не только позволили Renault и Алонсо создать отрыв, который позволил дотерпеть до победы в обоих чемпионатах, но и вынудил команду идти на риск, жертвуя надежность и стабильностью, что получалось у McLaren весьма сумбурно.
    Необходимо отметить и то, что команда ошибалась и как технически – например, в Имоле не рассчитали допустимую жесткость подвески при атаке бордюров в шиканах Имолы – полетел привод (позднее заявили, что проблема решена, но сход Монтойи в Венгрии доказал, что это не так), так и тактически – болиды команды в начальной фазе гонки практически всегда застревали за более медленными соперниками.

Оценки:

  • Доводка / модификация болида / настройка болида – 2
  • Работа команды в ходе уик-энда – 6
  • Тактика на гонку – 6
  • Командная тактика — 6
  • Командный дух – 5

Итого: 25
_________________________________________________________________________

Ferrari

    Команда, взявшая до этого 6 Кубков конструкторов подряд, в прошлом году едва не выигравшая все ГП сезона и считавшаяся безоговорочным фаворитом, в начале 2005 года потерпела крах.
    По планам Скудерии, первые 4 ГП они должны были провести на модифицированной машине 2004 года, исключительно надежной. Расчет был прост – в начале сезона важна надежность, особенно после введения новых ресурсных требований к двигателям, скоростью как бы можно и пожертвовать, да и тем запасом, который имела F2004, итальянцы надеялись по-прежнему бороться за победы. Не вышло. По многим причинам:
    Во-первых, конструкторский штаб Ferrari «потерял нюх» после череды сезонов триумфа. В итоге – целый ряд ошибок. Так, в F2005 решили реализовать целый ряд технический новинок, улучшая и без того удачную конструкцию. Одной из ключевых была идея нового задка, включавшая в себя как переделку аэродинамики (задок сильно заужен) и принципиально новую КПП, так и связанную с этим переделку задней подвески. Целью было уменьшить износ резины (уже в 2004 году износ резины на задних колесах иной раз был чрезмерным). В итоге оптимальное решение так и не приходило и многие сроки пришлось отодвинуть (как уже упоминалось, выпустить F2005 предполагалось лишь на ГП Испании). Еще одной ошибкой было то, что на мостике Скудерии посчитали, что F2004 получится удачно модифицировать под новый регламент (переднее антикрыло выше, заднее – ближе и т.д.), потому и не делали трагедии из-за неудач 2005-й. Команда потеряла темп и была слишком уверена в себе. В таких ситуациях падения обычно вдвойне больнее. Стоит добавить то, что F2005 впервые создавал не Рори Бирн, на Альдо Коста. Вроде бы в силу преемственности это не должно было стать проблемой, но… Как обычно, в основе любого успеха лежит человеческий фактор. Как видим, даже дрим-тим Ferrari не избежала излишней зависимости от ключевых членов команды.
    Во-вторых (а, может быть, и в главных), Bridgestone оказались совершенно неготовыми к новым правилам (1 комплект на квалификацию и все гонку). Трудно сказать, почему. Возможно, японцы так и не нашли удачного состава, возможно, шасси Ferrari было ужасным с точки зрения нагрузки на шины (хотя, напомним, F2005 изначально проектировалась как резиноберегущая (впрочем, изначально, не значит, что удачно)). Однако, на мой взгляд, это явилось следствием совместной политики Ferrari и Bridgestone, согласно которой японцы делали ставку лишь на чемпионов, откликаясь на запросы остальных лишь по остаточному принципу. У японцев не оказалось сведений от других команд, а Ferrari существенно меняли характеристики шасси – в итоге у Bridgestone не было достаточного количества вариантов покрышек. Взаимные обиды решению проблемы не помогли.
    В-третьих, попросту пара конкурентов не совершили обычных ошибок в ходе подготовке к сезону.
    Таким образом, Ferrari в начале 2005 года сполна пожинала плоды своей недальновидной эгоистической политики в отношении шин, а также самоуспокоенности. В итоге F2005 появилась уже на ГП Бахрейна и была намного быстрее модифицированной F2004 сама по себе, но в комбинации с резиной – это по-прежнему был провал, который еще только предстояло довести до ума.

Оценки:

  • Доводка / модификация болида / настройка болида – 3
  • Работа команды в ходе уик-энда – 6
  • Тактика на гонку – 5
  • Командная тактика — 6
  • Командный дух – 6

Итого: 26
_________________________________________________________________________

Toyota

    Майк Гаскойн пришел в команду в конце 2003 года, охнул от качества аэродинамики и к концу сезона создал TF104B, которая, однако, оставила больше вопросов, чем ответов. Таким образом, 2005 год должен был стать для Газы решающим. На самом деле гений или мыльный пузырь? Как выяснилось, скорее, первое, а у Toyota количество вложенных денег наконец-то стало перерастать в качество результатов (хотя не будем забывать о том, что TF105 в межсезонье была практически полностью переделана в следствие целого ряда ошибок, допущенных при первоначальной ее разработке).
    Новый болид Toyota был удачной конструкцией, особенно в начале сезона. У машины наконец-то появилась скорость (хотя про мощность движка в этом сезоне как-то молчали, в отличие от сезона предыдущего), а, кроме того, что немаловажно, машина поддавалась настройке и доводке, а стало быть, не содержала в себе непоправимых ошибок. Так, в Австралии команде повезло с квалификацией, однако в гонке болид попросту «съел» задние покрышки. Уже к Малайзии инженерам эту проблему удалось решить, и Ярно Трулли взял первый подиум для японской команды, а в Малайзии и Бахрейне Toyota взяла больше очков, чем любая другая. Болид был быстр в квалификации (и не только в руках Трулли), и лишь неопытность команды в настройке болида в гонке помешала команде сполна воспользоваться плодами неудач основных конкурентов, не принеся результатов в Мельбурне и Имоле. Казалось, в команде царит и психологическая гармония и ей удалось найти верный баланс приоритетов между двумя пилотами с тонкой душевной организацией. Стоит также заметить то, что Toyota стала единственной командой, на счету которой 8 финишей из 8 возможных на страте сезона (да и вообще, первый сход пришелся аж на 7 этап в Нюрбургринге)
    В любом случае, начало сезона для Toyota – пора восторгов и надежд и нельзя было не радоваться вместе с ними. Перед командой замаячила перспектива первой победы, хотя в сезоне 2005 года они рассчитывали лишь на первый подиум.

Оценки:

  • Доводка / модификация болида / настройка болида – 8
  • Работа команды в ходе уик-энда – 5
  • Тактика на гонку – 8
  • Командная тактика — 7
  • Командный дух – 8

Итого: 36
_________________________________________________________________________

WilliamsF1

    Команда начинала сезон без особых амбиций. Уход двух не самых плохих пилотов, прошлогодний двигатель BMW, очередная смена главного аэродинамика – все это не способствовало реалистичности тех слов и обещаний, который озвучивались Уэббером и Сэмом Майклом, тем более что команда уже после презентации нового болида была вынуждена признать ошибку при проектировании – используя новую аэродинамическую трубу (размер – 60% от оригинала) конструкторы Williams то ли применили формулы перевода для старой трубы (50% размера), то ли что-то еще. В общем новый болид был сконструирован исходя из искаженных данных. Но раз уж команде, относящей себя к топ-командам положено это говорить – пусть говорят. На самом-то деле все осознавали, что добра в 2005 году из Williams не выйдет.
    В пожарном порядке конструкторы команды все же создали конструкцию, которая позволяла регулярно собирать очки, а при случае – и добиваться большего. Однако, как это и будет доказано позднее, они все же не смогли исправить ошибки в самой концепции, что сделало старт сезона жизненно важным для команды – ведь развивать ущербную конструкции для результатов в середине и конце чемпионата довольно трудно. В пассив можно записать и движок P84/5 – придушенная версия прошлогоднего агрегата, которая на вторых для себя ГП просто умирала.
    В связи со всеми перечисленными следствиями организационного бардака в команде, неплохие результаты Ника (с которым они, безусловно угадали на предсезонном отборе) и Марка на старте сезона стали приятной неожиданностью. Сильная квалификация Уэббо и уверенные гонки Ника стали для команды настоящим спасением. Казалось, что вот-вот, еще чуть-чуть и Williams перестанут удивляться удачам. Но не вышло. Менеджмент команды вместо работы над результатами начал увлекаться сначала скрытой, а потом и открытой конфронтацией с BMW. Это внутренняя война уже на старте сезона казалась губительной для Williams.

Оценки:

  • Доводка / модификация болида / настройка болида – 6
  • Работа команды в ходе уик-энда – 4
  • Тактика на гонку – 6
  • Командная тактика — 4
  • Командный дух – 4

Итого: 24
_________________________________________________________________________

2. Пилоты:
Фернандо Алонсо:

    Великолепное начало сезона. 3 победы в 4 этапах, 4 подиума, уверенность и стабильность, а главное – закрепление в статусе морального лидера команды и поражающая, пугающая нацеленность на борьбу и уверенность в своих силах.
    Великолепный прорыв в Австралии, безошибочное пилотирование в полубессознательном состоянии в конце гонки в Малайзии, безупречная защита в течение 12 кругов от атак Михаэля Шумахера на ГП Сан-Марино, когда Фернандо зубами вгрызался к каждую пядь трека – все это позволяет оценить Фернандо по максимуму чуть ли не по каждой позиции. Кроме того, можно предположить, что именно этим испанец завоевал и благосклонность Фортуны, не оставлявшей его на протяжении всего сезона, в отличие от Джанкарло Физикеллы, поработавшего для Фернандо своеобразным громоотводом неудач.

Оценки:

  • Скорость – 9
  • Стабильность, безошибочность, уверенность – 9
  • Тактика, верный темп гонки – 10
  • Талант гонщика / зрелищность / агрессивность / воля — 9
  • Работа с техникой / настройка болида / бережность – 9

Итого: 46
_________________________________________________________________________

Джанкарло Физикелла:

    Удача переменчива… Сначала она обольстила римлянина свой ослепительной улыбкой, а потом, словно смеясь, отвернулась от него всерьез и надолго.
    Везение в квалификации на ГП Австралии, обернувшееся поулом, в прекрасном стиле конвертированным в победу, позволило говорить о Джанкарло даже как возможном претенденте на титул. Но потом… Три схода кряду при трех победах партнера по команде – и Джанкарло окончательно отодвинут на вторые роли, с чем не смирился, но это, во-первых, лишь помешало ему получить своевременную поддержку со стороны команды, а во-вторых, привело к несвойственным для Физико ошибками и срывам. Здесь можно вспомнить и разбалансированность машины на ГП Малайзии и последующее необязательное столкновение в Уэббером, и непонятный отказ двигателя на ГП Бахрейна, и вылет на пляшущей по трассе из-за критичного нарушения баланса машине на ГП Сан-Марино.
    Все же быть пилотом топ-команды – это особый уровень и ответственность. На мой взгляд, неготовность Джанкарло к новому для себя статусу – это то, что помешало ему больше, чем командная тактика. Как на старте сезона, так и по его ходу.

Оценки:

  • Скорость – 7
  • Стабильность, безошибочность, уверенность – 3
  • Тактика, верный темп гонки – 5
  • Талант гонщика / зрелищность / агрессивность / воля — 6
  • Работа с техникой / настройка болида / бережность – 5

Итого: 28
_________________________________________________________________________

Кими Райкконен:

    Как уже указывалось выше, Кими начало сезона просто проспал, но несмотря на это, в отдельных моментах показывал свою лучшую форму. В Австралии он, протирая глаза, задел переключатель на руле и заглох на старте, в Малайзии вроде бы был неплох, но прокол покрышки не позволил добиться чего-либо стоящего, кроме быстрого круга, в Бахрейне Кими застрял за Ником Хайдфельдом и в итоге был вынужден довольствоваться лишь подаренным ему Марком Уэббером третьим местом, ну а в Сан-Марино полетел привод – это вина, скорее, команды.
    Кими был очень быстр на одном круге – 2 фастлапа из четырех на его счету, однако, не хватало ни вразумительной тактики на гонку, ни достаточной агрессивности, когда к этому вынуждает ситуация. Кими выжидал, когда победы начнут идти к нему в руки, а не ковал эти победы с энтузиазмом Алонсо в формате начала сезона. Отчасти этому способствовал Монтойя – сначала осторожный до неторопливости, а потом получивший травму. Кими не чувствовал опасности Алонсо, не видел опасности статусу в команде, не верил в то, что усилия смогут что-то принести… Возможно, это и не ошибка финна, но… именно ему в итоге мучительно больно за упущенные возможности этого сезона.

Оценки:

  • Скорость – 6
  • Стабильность, безошибочность, уверенность – 6
  • Тактика, верный темп гонки – 6
  • Талант гонщика / зрелищность / агрессивность / воля — 5
  • Работа с техникой / настройка болида / бережность – 5

Итого: 28
_________________________________________________________________________

Хуан Пабло Монтойя:

    Странное начало сезона и карьеры в новой команде. Провальные квалификации, гонки, в которых колумбийца было не узнать, а потом поврежденное плечо и баранка на двух этапах – наблюдавшие это были, как минимум, обескуражены.
    Проблема с машиной, созданной под Кими, вполне объяснима. Не объяснимо то, почему она стала явной слишком поздно и не была решена в основе еще на предсезонных тестах. Лишь отчасти это можно оправдать трудоемкостьюарешения проблемы, а также тем, что Хуан слинял на посевную коки в самый разгар работы над строптивым болидом. Необходимо признать – и сам Хуан недостаточно уделил ей внимания, что лишь усугубилось средненьким пониманием техники. Кроме того, Хуан вдруг явственно понял, что сходу задвинуть напарника на второй план не выйдет (а, по словам Ральфа Шумахера, для ХПМ иной раз важнее уделать напарника, нежели удачно выступить с точки зрения борьбы за чемпионат), понял также и то, что в этой ситуации финн остается лидером команды, получая от нее в трудной ситуации с болидом больше внимания. Итогом стало то, что Хуан, отчасти, обиделся на весь мир, а, отчасти, замкнулся.
    Что привело его в итоге к врачу с малофункционирующим плечом, одному богу известно, но данное приключение лишь еще больше ударило по карьере и самолюбию колумбийца и стало, как объективной (модифицированная машина, шаг назад в решение проблем начала сезона, пилотирование не в полную силу и т.п.), так и субъективной причиной самого неоднозначного сезона в карьере колумбийца. Можно сделать вывод, что проблемы Монтойи на старте сезона – это смесь объективных трудностей и субъективных обид и амбиций, не подкрепленных должной подготовкой и работой.

Оценки:

  • Скорость – 4
  • Стабильность, безошибочность, уверенность – 7
  • Тактика, верный темп гонки – 6
  • Талант гонщика / зрелищность / агрессивность / воля — 3
  • Работа с техникой / настройка болида / бережность – 6

Итого: 28
_________________________________________________________________________

Педро де ла Роса:

    Педро выпало заменять Монтойю на ГП Бахрейна, со свежим двигателем. Еще на пресс-конференции испанец заявил, что его целью будет показаться себя. Как следствие – показаться себя ему удалось, а о том, чтобы беречь технику, думать не надо было.
    Специалисты и болельщики были восхищены Педро, особенно на фоне невразумительных доездов основных пилотов на первых этапах. Гонка де ла Росы и в самом деле была фееричной – постоянные атаки, пара удачных обгонов, пара неудачных — с вылетами и возвращениеями на трассу, фастлап (при том, что 77% кругов Кими прошел быстрее). Стоит заметить и то, что Педро обогнал Кими в квалификации, что даже Монтойе редко удавалось. В общем, эффектно, но вряд ли эффективно – в начале гонке испанец шел прямо за Кими, но в итоге отстал на 30 секунд, хотя Кими успел и протерпеть кругов 5-6 за Ником Хайдфельдом, и вообще на трассе не геройствовал.
    Таким образом, цель себя показать достигнута, остальное со временем забылось.

Оценки:

  • Скорость – 8
  • Стабильность, безошибочность, уверенность – 4
  • Тактика, верный темп гонки – 7
  • Талант гонщика / зрелищность / агрессивность / воля — 9
  • Работа с техникой / настройка болида / бережность – 4

Итого: 32
_________________________________________________________________________

Алекс Вурц:

    Алекс провел в Сан-Марино спокойную, неброскую гонку, которая, в итоге, закончилась подиумом (правда, лишь после дисквалификации B.A.R.). На фоне Кими он был медленнее, но провел гонку аккуратнее, пересидев 4 соперников.
    6 очков против 4 у Педро. Серенькая гонка против фееричной – что лучше? Наверное, каждому на свой вкус. Однако то, что Алекс доказал свой профессионализм не хуже, чем Педро – скорость и агрессивность, по-моему, сомнению не подлежит.
    Парадокс, но тестеры McLaren в начале сезона выступали в среднем лучше боевых пилотов.

Оценки:

  • Скорость – 6
  • Стабильность, безошибочность, уверенность – 7
  • Тактика, верный темп гонки – 7
  • Талант гонщика / зрелищность / агрессивность / воля — 5
  • Работа с техникой / настройка болида / бережность – 6

Итого: 31
_________________________________________________________________________

Михаэль Шумахер:

    Михаэль уже давно выходит на старт в качестве живой легенды. Кажется, он мог бы уже и не выступать – ведь все уже доказано, но он все еще голоден до побед. Михаэль привык побеждать. Это его наркотик. К сожалению для него и к счастью для нас, судьба иногда выкидывает фокусы даже с самыми сильнейшими. Что-то подобное произошло и с Михаэлем – он оказался в ситуации, когда машина просто не способна побеждать. И Михаэлю снова стало необходимым доказывать то, что он уже доказал. Возможно, уйди он после сезона 2004 года – это было бы верно. Но этого не произошло и то, что Шумахер-старший оказался повержен в прошедшем сезоне – на благо Ф1. Ведь в 2006 он попробует вернуться. А наблюдать за этим мастером, когда он показывает все, что может – это удовольствие.
    Впрочем, все это лирика, а в начале 2005 года у Шумми не очень-то получалось показать себя великим. На ГП Австралии – некорректная защита от атаки Ника Хайдфельда (МШ за годы господства приобрел самоуверенность, граничащую с грубостью), закончившаяся сходом и корявыми извинениями перед НХ под принуждением 19 пилотов (включая Рубенса Баррикелло, напарника Михаэля), на ГП Малайзии – героическая оборона от атак Кристиана Клиена в борьбе за 7 место, в Байхрейне – вылет после проблем с гидравликой КПП, в Сан-Мариано – ошибка в квалификации, стоившая победы в гонке (компенсацией был билетик в «паровозик Трулли»), выполнение на последних 12 кругах Имолы функции того, за счет кого Алонсо существенно поднял свой рейтинг — все это стало для Шумми сущим испытанием, в котором, чаще чем обычно, были видны слабости Михаэля. Как, впрочем, и его команды.

Оценки:

  • Скорость – 5
  • Стабильность, безошибочность, уверенность – 5
  • Тактика, верный темп гонки – 4
  • Талант гонщика / зрелищность / агрессивность / воля — 7
  • Работа с техникой / настройка болида / бережность – 6


Итого: 27

_________________________________________________________________________

Рубенс Баррикелло:

    Начало сезона, казалось бы, было обнадеживающим. В связи с проблемами Ferrari на старте сезона Рубенс, вроде, получил равный с Михаэлем статус (усилия команды во время провального должны сезона быть направлены на то, что бы хоть как-то не уронить лицо, поэтому обычно в такой ситуации поддержку получают оба пилота), что вроде был было доказано вдохновенным выступлением Баррикелло в Австралии. Однако, не тут то было. В Малайзии у Рубенса на квалификационном круге сломалась КПП, в гонке же шины Bridgestone не дотерпели до финиша. Аналогичные проблемы возникли у Рубенса, до поры претендовавшего на немалое количество очков, и в Бахрейне, ну а в Сан-Марино, где Ferrari была хороша, у него полетела электрика в то время, когда он опережал Михаэля.
    Все же по тому, что мы успели увидеть, можно сказать, что Рубенс начал сезон очень сильно и уверенно. Неразбериха в команде могла пойти ему на пользу, но не повезло. В итоге – череда потерянных шансов.
    Еще небольшая ремарка… Судя по настрою Рубенса, в начале сезона он уже знал, что уйдет из Ferrari. Главное задачей было показать себя. Как мы знаем, задача была выполнена.

Оценки:

  • Скорость – 6
  • Стабильность, безошибочность, уверенность – 6
  • Тактика, верный темп гонки – 5
  • Талант гонщика / зрелищность / агрессивность / воля — 6
  • Работа с техникой / настройка болида / бережность – 6

Итого: 29
_________________________________________________________________________

Ярно Трулли:

    Итальянец великолепно начал сезон. TF105 на удивление подходила ему (результат плотной работой над доводкой болида в межсезонье?), особенно на одном круге. Ярно сполна отблагодарил свою машину, блистая в квалификации (безусловно, лучший в этом компоненте) и прыгая выше головы в гонке. Два вторых места в Сепанге и Сахире – и Ярно уже борется с Алонсо за чемпионат.
    К сожалению, не все шло гладко, и Ярно (как и вся команда) не раз вдруг проваливался сразу после триумфа. Но все это не может испортить впечатления от выступлений итальянца. Он сполна доказал миру, что был необоснованно сделан козлом отпущения и задвинут на второй план в Renault, что он вовсе не хуже партнера по Toyota, получающего намного большую зарплату (Ральф был просто растоптан в начале сезона по всем статьям), он стал моральным лидером команды, которая была просто очарована им, повел ее вперед.
    В данной ситуации главным было — не останавливаться, но для этого нужно еще и быть готовым и, наверное, менее чувствительным к проблемам, нежели Ярно. Данные слабости начали проявляться уже в Мельбурне и Имоле, когда итальянец не очень то и боролся за свою позицию, скисая после того, как баланс болида переставал быть идеальным.

Оценки:

  • Скорость – 8
  • Стабильность, безошибочность, уверенность – 8
  • Тактика, верный темп гонки – 7
  • Талант гонщика / зрелищность / агрессивность / воля — 8
  • Работа с техникой / настройка болида / бережность – 6

Итого: 37
_________________________________________________________________________

Ральф Шумахер:

    Немец ушел из Williams в поисках команды, в которой бы его оценили. Как прямом, так и в переносном смысле. Оставив в стороне жадность Вили Вебера, отметим, что в Toyota Ральф наконец-то нашел любовь босса команды (Хауэтт ценит Ральфа гораздо выше, нежели в свое время Эдди Джордан и Фрэнк Уильямс). Ральф, когда его хвалят и оберегают, выкладывается гораздо больше, чем в ситуациях вызова, когда надо что-то доказывать. И все у Ральфа в Toyota было бы хорошо, если бы не Ярно. Стабильность, недурственная квалификация, постоянные доезды в очках – все неплохо, если бы по выступлениям Трулли не было понятно, что машина способна на большее. Ральф был бледной тенью своего напарника (проигрыш 0,4 сек с круга в квалификации и 0,35 в гонке), блекло доводя машину до финиша, и не более.
    Сам Ральф списывал свои проблемы на то, что машина ему не подходила . Наверное, так и было, но это мало оправдывает Шумахера-младшего, считавшегося одним из самых технически искушенных пилотов, способным довести машину до ума.
    Старт сезона, несомненно, стоит записать Ральфу в пассив. Он оказался в неудобной ситуации и лишь поддержка команды в итоге позволила ему сохранить лицо.

Оценки:

  • Скорость – 5
  • Стабильность, безошибочность, уверенность – 7
  • Тактика, верный темп гонки – 6
  • Талант гонщика / зрелищность / агрессивность / воля — 4
  • Работа с техникой / настройка болида / бережность – 4

Итого: 26
_________________________________________________________________________

Марк Уэббер:

    Марк начинал сезон в статусе потенциальной супер-звезды, спасителя Williams, пилота, идеально подходящего команде и полностью ею поддерживаемого. Как следствие, он ну очень хотел всем доказать, что все это не зря, что скорее помешало ему, нежели помогло – Марк был быстр, но, пожалуй, слишком быстр (в смысле, переходил за грань), потому многовато ошибался и нервничал, проигрывая своему, вроде бы чуть более медленному, но зато более рациональному партнеру Хайдфельду.
    На ГП Австралии ему не повезло с Култхардом, а обогнать его – не хватило скорости, в итоге обоих обогнали стартовавшие из глубины пелотона Баррикелло и Алонсо. В Малайзии он был слишком агрессивен, и если первое столкновение с Ральфом Шумахером закончилось лишь потерей времени и некрасивым блокированием партнера по команде, то второе, с Физикеллой, обернулось сходом для обоих и потерей подиума для Марка. Подиум (первый в карьере) казалось бы, был в руках в Бахрейне, но слишком рано износились шины, ошибка Марка – и лишь 6 место в итоге. В Сан-Марино Марк совершил роковую ошибку, пропустив на старте Трулли – даже после первого пита он не смог его обогнать и продолжал мыкаться позади более медленного итальянца, а потом начал умирать движок BMW, проводящий второе ГП подряд, Марк пропустил на пит-стопе даже Ника Хайдфельда, что вдвойне обидно.
    Таким образом, Марк в каждом ГП был в чем-то очень хорош (а в квалификации – всегда великолепен), но что-то обязательно недоделывал, что-то мешало. Может быть, амбиции, может, давление со стороны общественности. В любом случае, начало сезона вышло для Марка весьма неоднозначным. Используй он все возможности – был бы чуть ли не лучшим, но… Марку надо еще бороться и бороться — с собой самим.

Оценки:

  • Скорость – 6
  • Стабильность, безошибочность, уверенность – 4
  • Тактика, верный темп гонки – 6
  • Талант гонщика / зрелищность / агрессивность / воля — 7
  • Работа с техникой / настройка болида / бережность – 7

Итого: 30
_________________________________________________________________________

Ник Хайдфельд:

    Ник узнал о том, что он будет в составе участников чемпионата 2005 года лишь за месяц до его старта. Сама процедура выбора закладывала зерно раздора между пилотом и командой. Ник был поддержан BMW, но не поддержан Фрэнком. И хотя в итоге Фрэнк смирился, я не берусь оценивать, насколько комфортно было Нику в команде в начале сезона, тем более, что Технический директор Williams Сэм Майкл души не чаял в Марке Уэббере.
    Надо отдать должное Нику – он и бровью не повел и начал сезон в своем стиле – тихо, без лишний обещаний стал упорно набирать очки и теснить партнера по команде. В Австралии немного помешал инцидент с Михаэлем Шумахером. Семикратный чемпион безаппеляционно выдавил Ника на обочину, итогом чего стал обоюдный сход. Позже профсоюз пилотов заставил Михаэля извиниться за свой поступок, но тот сделал это с раздражением, фактически, так и не признав свою вину. Ну да бог ему судья, а Ник уже на ГП Малайзии попал на подиум. Конечно, можно считать, что ему его подарил своей неаккуратностью Марк Уэббер, но факт остается фактом – Ник провел грамотную, сбалансированную гонку, в которой ему не в чем себя упрекнуть. Однако можно упрекнуть команду, которая позволила Марку вести себя столь жестко и невыгодно для общекомандных интересов после контакта с Ральфом Шумахером. Инцидент был некрасивый. Хотя он лишний раз доказал, что в Williams пилоты могут без препятствий бороться друг с другом. Бахрейн – опять же скорее в актив Нику: он уверенно и спокойно сдерживал Кими Райкконена (которой потом приехал на подиум) до того момента, когда не умер от жары Р84/5. Ну а на ГП Сан-Марино Ник, опять же тихой сапой, объехал вроде бы более быстрого Уэббера, снова принеся команде важные очки.
    Таким образом, если учитывать все неблагоприятные обстоятельства, Ник провел очень сильное начало сезона. Без лишний эмоций и амбиций, он смог доказать команде правильность выбора в свою пользу, а также озадачить партнера по команде, вроде бы имевшего статус первого номера, заставив его ошибаться.

Оценки:

  • Скорость – 6
  • Стабильность, безошибочность, уверенность – 8
  • Тактика, верный темп гонки – 8
  • Талант гонщика / зрелищность / агрессивность / воля — 7
  • Работа с техникой / настройка болида / бережность – 5

Итого: 34
_________________________________________________________________________

P.S. Смотрите также второй фрагмент данного обзора сезона

_________________________________________________________________________

Приложения:
1) Расчетная таблица по пилотам (ОБНОВЛЕНО):

В расчетах усредненных параметров не учитывались:
1) Квалификации в дождь
2) Штрафы за замену мотора
3) Технические проблемы по ходу квалификации
4) Гонки, в которых пилот формально доезжает ее уже после фактического схода — для лучшей позиции в квалификации на следующей гонке

2) Расчетная таблица по командам (ОБНОВЛЕНО):

Пояснение:
BQ — лучшая позиция в квалификации
CCP — очков в Кубке конструкторов

Вам также могут понравиться
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
32 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Formula_ALL
18 лет назад

с шинами сам не могу определиться:

— если выделить отдельно шины, то там все просто, пока мы не начинаем пытаться учесть этот фактор срвнивая команды. Мы просто не располагаем реальной инофрмацией о размере достовляемых шинниками проблем/плюсов в конкретной гонке

— опять же, выделяя мы разрушаем одну из филосовских основ — успех команды — это успех команды, в том числе и правильный выбор партнера, в частности шинника.

— а не учитывая фактор резины, мы получим абсурд. при столь серьезной разнице в уровне колес как в 2005

kup
18 лет назад

1. Клондайк | 17.11.2005 в 23:13
Всех обосрал….

Аффтар колонки имеет … это … как его … ПРАВ, о !
=)

Сайт использует легкие файлы cookies, персональные данные обрабатываются в соответствии с ФЗ-152. Понятно Подробнее