После того, как последний автомобиль пересек финишную черту в Шанхае, Toyota отметила окончание самого успешного сезона в своей короткой четырехлетней истории в Формуле-1. В этом году команда набрала 88 очков, завоевала 5 подиумов, 2 поула и 1 БК, став таким образом четвертой в Кубке конструкторов, А ее пилоты Ральф Шумахер и Ярно Трулли закончили сезон на 6 и 7 местах, набрав, соответственно, 45 и 43 очка.
TF105 весь сезон изменялся внешне и в результате достиг своего максимума, реинкарнировавшись в TF105B, который прекрасно провел гонки в Шанхае и Монце.
В этом материале технический директор Panasonic Toyota Racing Майк Гаскойн расскажет нам об основных моментах эволюции шасси Toyota по ходу сезона.
TF105. Презентация.
Майк Гаскойн:
Наша цель была в том, чтобы презентовать переходный TF105, который базировалтся на TF104B, который принимал участие в последних гонках сезона 2004 года. Мы сосредоточились на механических аспектах перед тем как вынести на публику новый аэродинамический пакет на первую гонку в Мельбурне. Многие критиковали нас за то, что мы сделали автомобиль, похожий на его предшественника. Но именно этот подход гарантировал механическую надежность, которая позволила нам финишировать в 90 процентах гонок в длинной сезоне из 19 Гран-При».
ГП Австралии.
Майк Гаскойн:
Мы привезли в Австралию новое переднее антикрыло с более низкой центральной частью, также было в целом пересмотрена форма машины, что включало новые крылья и другие детальные изменения. К сожалению, результат гонки не был адекватен затраченным нами усилиями, наши пилоты не набрали очков, но результаты прохождения круга говорили, что у машины есть большой потенциал, что и показала следующая гонка…
Изменения переднего крыла:
1. Прямая вертикальная опорная стойка вместо U-образной.
2. Более отчетливая «ложкообразность».
3. Ступенчатый профиль.
4. Измененная торцевая пластина.
5. Новое оперение носового обтекателя.
ГП Малайзии.
Майк Гаскойн:
Большинство обновлений TF105 по ходу сезона – это были аэродинамические изменения. Уже ко второй гонке в Малайзии мы подготовили вторую спецификацию переднего крыла, нацеленную на увеличение прижимной силы и общей аэроэффективности. Новые правила увеличили высоту крыла, но оставили поле для маневра в центре, таким образом стало понятно, что команды будут экспериментировать с «ложкой», чтобы найти лучший компромисс в области аэродинамики. Это помогло Ярно занять место на второй линии на старте, а после прошедшей без проблем гонки завоевать сенсационное второе место. Пятое место Ральфа подчеркнуло, что мы в 2005 году будем командой, которая будет финишировать высоко.
Изменения переднего крыла:
1. Более выраженная «ложка» по сравнению с Мельбурном.
2. Новый закрылок переднего крыла.
ГП Испании
Майк Гаскойн:
Перед Бахрейном и Сан-Марино, где мы заработали 17 очков, мы сделали некоторые изменения. Перед Гран-при Испании, пятой гонкой года, мы внесли очередные значительные изменения в конструкцию. Для того, чтобы улучшить поток воздуха под машиной, мы разделили переднюю часть днища на две части, что, в свою очередь, вынудило нас крепить открылки на боковых понтонах на кузове, а не на боковой части кокпита. После неутешительной гонки в Имоле мы в третий раз за 5 гонок завоевали подиум, а Ральф занял четвертое место, что в сумме нам дало 11 заработанных очков.
ГП Монако.
Майк Гаскойн:
В Монако главное – прижимная сила. Поскольку нет скоростных участков трассы, то нет проблем и с лобовым сопротивлением, а значит можно попробовать разместить столько аэродинамических устройств, сколько это возможно. В этом году мы установили увеличенное заднее крыло с прорезью в закрылке. Чтобы уравновесить автомобиль, нам пришлось использовать уникальные элементы переднего крыла. Наша гонка была подпорчена аварией Ральфа в первой квалификации, которая еще и отразилась на Ярно – он был первым пилотом, который выехал после того, как трек был убран. Это означает, что наши стартовые позиции были не столь хороши, какими бы они могли стать, но Ральф провел сильную гонку, стартовав сзади и закончив гонку шестым, заработал 3 очка и сохранил нам третье место в чемпионате.
ГП Франции.
Майк Гаскойн:
Наша непрерывная работа в аэродинамической трубе в течение года позволила нам непрерывно развивать TF105 по ходу сезона. Перед Гран-При Франции мы усовершенствовали аэродинамику, изменив выхлоп, чтобы освободить воздушный поток, направляемый к задней части автомобиля. Это в свою очередь привело к усилению прижимной силы в задней части машины, что позволило Ярно в четвертый раз квалифицироваться на первой линии и обеспечить команде двойной финиш в очках.
ГП Венгрии.
Майк Гаскойн:
В Венгрии мы используем параметры настройки прижимной силы, как и в Монако, но с учетом лобового сопротивления. В этом году мы использовали тройное крыло на крышке двигателя как эффективный способ добавить прижимной силы. Точно также мы сняли эти крылышки полностью, когда приехали в требующую низкую прижимную силу Монцу. Четвертый подиум был завоеван Ральфом, он был наградой для команды и его первым подиумом, тогда как Ярно финишировал четвертым.
ГП Италии.
Майк Гаскойн:
В дополнение к удалению крылышек с крышки двигателя для снижения прижимной силы, мы приехали в Монцу с пересмотренными дефлекторами, разработанными для TF105B, а также изменениями диффузора. Мы удалили крылышки с понтонов и уменьшили закрылки переднего крыла, чтобы максимально сократить прижимную силу. Мы провели хорошую гонку, в которой Ярно финишировал пятым, а Ральф – шестым. Заработанные семь очков позволили сократить отрыв от первой тройки команд в Кубке конструкторов.
ГП Японии.
Майк Гаскойн:
Японский Гран-При был весьма значителен для нас в этом году, потому что мы привезли туда TF105B. Предназначение автомобиль B-серии заключалось в том, что это концепт-кар 2006 года, включая переднюю подвеску. Мы надеялись испытать этот автомобиль в гонках, чтобы получить ценный опыт в течение текущего сезона. Главные изменения были в передней подвеске с перемещением расположенных низко рычагов подвески, рулевых тяг, дефлекторов и полного усовершенствования аэродинамики.
Как следствие новой передней подвески, мы также добавили дополнительный дефлектор в задней части шасси, чтобы справиться с улучшенным потоком воздуха по сравнению со стандартным TF105. Кроме этих модификаций, на TF105B мы также добавили внешний воздухозаборник, который улучшил воздушный поток через колесо и уменьшил теплопередачу на задние шины. Это улучшило стабильность задних шин по ходу гонки.
TF105 против TF105B
1. Предыдущее крепление передней подвески к килю.
2. Новая точка крепления подвески к монококу (безкилевая конструкция).
3. Предыдущее место расположения рулевых тяг.
4. Новое расположение рулевых тяг.
5. Предыдущее расположение направляющих дефлекторов.
6. Новое расположение направляющих дефлекторов.
Эпилог.
Майк Гаскойн:
Эти иллюстрации показывают лишь основные изменения, сделанные в TF105 по ходу сезона. Мы обновляли и модернизировали автомобиль от гонки к гонке в течение года, внося изменения везде, где возможно, улучшая аэродинамический пакет, механический пакет и уменьшая вес автомобиля. Я рад упорной работе команды и особенно B-автомобилю, который был готов к гонкам в Японии и Китае – я уверен, что это был реальный вызов, но мы получили бесценные данные, которые будут полезны в 2006 году, также мы получили непосредственную выгоду от этих гонок, которые заключались в зщавоевании поула Ральфом в Японии и подиума в Китае. Закономерное завершение сезона для самого конкурентоспособного сезона Panasonic Toyota Racing в Формуле-1.
Мне вот что интересно. Попов и эфванрейсинг долго убеждали, что крылышки на капоте не создают прижимную силу.Гаскойн говорит, что это не так. Ему я верю больше. Вопрос как они создают — сами или за счет стаьилизации возмущенного воздушного потока, идущего на заднее урыло. Если за счет стабилизации, то тогда зачем 3 крыла в Венгрии? Выходит, что сами они создают прижимную силу. Или я не прав?
Аффтарам и за перевод — памятник воздвигнуть
Гаскойну и команде — респект
Да Майк ваще гений
согласен! :)
это нужно отметить :) :)
Да, да……отличнаый материал. Побольше бы такого!
Все молодцы и аффторы и Гаскойн ;)