Джеймс Аллен знакомит нас со своим видением технических и организационных нововведений. Его критический взгляд традиционно интересен…
1. О стиле и целях изменений
Первое, что насторожило в изменениях в правилах, предложенных FIA, это то, как они были донесены до общественности. Впервые они были озвучены на радио в ходе одного из шоу, озвучены явно не специалистом и все это казалось некой разновидностью злой шутки. На мой взгляд, изменения правил Ф1 должны был обоснованны и не должны казаться поспешной реакцией на доминирование Шумахера или Michelin.
В футболе правила меняют не очень часто, поскольку там нет резких изменений в расстановке сил от сезона к сезону. Игроку могут стать немного более подготовленными, более умелыми, но удары, голы и мяч остауются теми же самыми. В F1, несомненно, все иначе, поскольку технологии развиваются так быстро, что правила необходимо приспосабливать каждые пару лет, чтобы успеть за прогрессом.
Я думаю, FIA должна это понять и создать систему постоянной корректировки правил на основе опережающего прогнозирования развития спорта, а не судорожно реагировать на уже свершившиеся перекосы в развитии технологий.
Все разговоры о новом формате квалификации, о двойном антикрыле и о шинной монополии следует начинать только после того, как появится конкретное представление о будущем спорта.
Но произошло то, что произошло. Попытаемся проанализровать предлагаемые нововедения.
2. Формат квалификации
Он выглядет довольно привлекательным и, я уверен, привлечет больше зрителей в субботу. Но лучше ли этот формат чем тот, который был 2005 году? Мне трудно утверждать это.
Возвращение пит-стопов для замены шин означает то, что формат гонок снова вернется к тому, какой был до прошлого года. Не находите, что это сомнительное решение, ведь в 2005-м мы увидели много интересных гонок, ставших такими как раз из-за того, что пилотам приходилось делать выбор в самом начале уик-энда? Нам кажется, что менять эти правила — ошибка. Смена шин на каждой остановке означает, что Гран-при снова будут серией из нескольких стринтов, снова борьба на пит-стопах — в отличие от чистых 200-мильных гонок, которые мы видели в 2005 году, когда каждая гонка была вспышкой — яркой и индивидуальной, отличающейся от тех, что были до нее.
Мы снова увидим трактику 3-х пит-стопов, но все это приведет к тому, что отрывы в пелотоне лишь возрастут — все будет слишком легко просчитать и сильные команды на первых же кругах будут сильно отрываться, чтобы потом заехав в пит, все равно вернуться впереди слабых машин. В 2005 году это было не так. У лидеров было гораздо меньше права на ошибку, а слабые иногда за счет тактики могли блеснуть.
Если быстрая машина квалифицируется 11-й, у нее будет интересное поле для решений — и в этом случае мы увидим действительно интересную тактическую борьбу. Однако никто не будет ради этого жертвоваться квалификацией — никто не думает об интресной гонке, жертвуя очками в борьбе с конкурентами.
Возвращаясь к квалификации, мне нравится то, что новый формат убирает из числа значимых факторов драматические случайности.
Это жизненно важно и это не могла обеспечить однокруговая квалификация, которая была очень подвержена зависимости от погоды, от дождя.
Кроме того, я боюсь, что новый формат квалификации будет слишком запутанным для рядового зрителя и нам на ITV придется туго — придется каждую гонку объяснть этот формат квалификации, следить за тем, кто с каким количеством топлива выезжает на первую половину квалификации и т.п. — все это очень уж запутанно.
Ну а мой самый большой страх состоит в том, что мы вполне можем пропустить круг обладателя полу-позиции — ведь в конце квалификации на трассе будет куча мала.
Многим людям интересно знать тонкости. Многие хотят знать, почему Райкконена считают даже более быстрым, чем Шумахера и т.п. Эти же люди следят за стилем пилотированию Алонсо на быстром круге. У болельщиков f1 очень короткая память. Например, если вы захотите просмотреть круг обладателя поула на ГП Монако 2002 — у вас ничего не получится. Тогда Монтойя прошел лучший круг в своей жизни, но режиссер практически полностью упустил этот момент.
3. Изменения техрегламента
3.1. Двойное антикрыло
Новое заднее антикрыло — интересная идея, которая заслуживают того, что бы пройти полномасшабные тесты, но если бы меня спросили, я бы ответил, что не думаю, что это хорошо для F1.
Всегда есть другие пути изменения аэродинамики, чтобы позволить преследующему болиду идти вплотную за преследуемым. В GP2 в этом году наши такой вариант — при помощи специальной конструкции днища, в А1 тоже проблема была решена — вся задняя часть болида и заднее антикрыло спроектированы так, чтобы поток «грязного» воздуха уходил вверх от болида.
Кажется, что с тех пор, как AMD стала партнером FIA и в распоряжении спортивных чиновников появился суперкомпьютер, они перестали искать простые и очевидные решения.
Стоило ли проводить месяцы за суперкомпьютером, если можно было просто использовать опыт GP2 и А1?
3.2. Гибридные двигатели
Очень интересна и идея использования в F1 гибридных силовых агрегатов, которые все более успешно продвигают японскими автопроизводителями. Toyota и Honda должны быть счастливы — они давно идут по этому пути и считают гибридомобили будущим дорожных машин. На мой взгляд, это просто средство переманивания их из GPMA в лагерь Экклстоуна/ FIA/Ferrari. Похоже на правду, не так ли?
3.3. Моношина
Что касается единственного поставщика резины, тут я всегда полностью согласен с мнением читателей F1 Racing — это самый плохой путь конроля расходов, тестов, ограничения скорости, возвращения сликов и т.п. Мне очень обидно за Michelin, которая проделала великолепную работу и подняла шины на новый уровень. Однако всех их усилия перечеркиваются FIA и 2006 год, похоже, будет для них последним. Что будет с командами Michelin в 2007 году? Снова вернуться слики, уйдут шины с канавками, значит команды Bridgestone не будут иметь слишком большого преимущества. Технология разработки сликов настолько отличается, что команды Michelin будут иметь достаточно времена на переход, на адаптацию, ведь адаптироваться придется и командам Bridgestone.
Рон Деннис проделывает очень большой объем работы за кусилами, продвигая слики, что позволит сделать переход более безболезненным.
4. Будет ли сезон 2006 лучше сезона 2005?
Трудно сказать, слишком много коренных изменений, таких, как формат квалификации и моторы V8. Все команды, в т.ч. и бывшая Minardi должны сделать прыжок вперед. Но борьба, я думаю, по-прежнему будет вестись между McLaren, Renault и Ferrari, а Toyota и Honda так и останутся пока догоняющими.
Сражение же в середине пелотона будет невероятно плотным. Больше команд, чем когда-либо, имеют высокий уровень технических компетенций и общий уровень пилотов как никогда высок.
Так что я оптимистичен относительно 2006 года. F1 находится на подъеме, и, если команды совсем уж не рассорятся из-за подписания нового Договора согласия, то мы имеем все шансы увидеть еще один захватывающий сезон.
а если рассорятся?
а если на ход ноги фиа мишлену по полной даст прикурить?
получится…. правильно…. шумахер! (индианаполис)
Я, однако, очень согласен с Алленом =)
Особенно про:
1-Макларен
2-Рено
3-Феррари
4-Тойота
5-Хонда
=добавлю имхо=
6-Вильямс
7-БМВ
8-РедБулл