Питер Продрому — автор аэродинамики для МР4-21. На этой неделе в Хересе McLaren будет тестироваться на промежуточных MP4-20, но из интерью с ним мы уже сможем узнать кое-что и о новом болиде. Продрому говорит, что он не будет прямой эволюцией MP4-20…
— Что входит в сферу вашей ответственности и как вы могли бы описать свои обязанности?
— Я три года изучал аэродинамику в лондонском колледже «Imperial», после этого еще 12 месяцев потратил на повышение квалификации. Когда я пришел в McLaren, моей задачей было развитие в компании компьютерного моделирования гидродинамики (CFD). Вполедствии я работал в команде, обсуживающей аэродинамическую трубу, а в 2000 году я стал главным аэродинамиком. В этой должности я руковожу аэродинамиками и инженерами по CFD, которые ответственны за успешное развитие аэродинамического дизайна болида в целях повышения его аэродинамической эффективности. Мы используем системы CAD, CFD, и аэродинамическую трубу. Также для нас жизненно важно совершенствовать сами эти интсрументы — ведь от них зависит трудоемкость и качество итоговой работы.
— Какова ваша роль в проекте MP4-21?
— Поскольку я главный аэродинамик, моя роль — разработка аэродинамики болида и его форм и очертаний в конечном счете.
— Когда началась работа над MP4-21 и что включал себя первый этап?
— С точки зрения аэродинамики, мы начали работу над MP4-21 где-то в начале апреля 2005 года, хотя, конечно, многие другие работы начались еще раньше — например, разработка двигателя и КПП. В начале процесса мы сфокусировались на определяющих областях MP4-21, которые бы мы хотели дополнительно исследовать, поскольку видели в них потенциально весьма эффективные решения, составляющие основу скорости болида. В связи с этим мы рассмотрели несколько вариантов компоновки передней подвески, положения передней и задней осей, а также целый ряд базовых вариантов шасси. После того, как мы выработали решения по данным вопросам, был разработан план работ по реализации этих решений, были определены сроки разработки различных компонентов, которые необходимы для работ в аэродинамической трубе или для CFD-моделирования. Потом мы планомерно реализовывали этот план.
— Когда началась продувка MP4-21 в аэродинамической трубе?
— Мы поместили прототип в трубу где-то в июле 2005 года, и с тех пор набралось тысячи часов работы. Сейчас, зимой, время работы в тоннеле еще больше возролсо — он работает 7 дней в неделю.
— Как идет процесс проектирования?
— Все идет, определенно, очень хорошо. Сейчас мы на стадии, когда базовый пакет уже готов и наша задача — лишь улучшать его в течение зимы, планомерно повышая его эффективность.
— Как изменения в правилах с 2006 года повлияли на дизайн MP4-21?
— Данные изменения не так значительны, как те, что были в 2005 году. Что-то изменилось, конечно, но не так сильно, как в прошлом году. Для аэродинамиков есть два значимых изменения в правилах этого года. Во-первых, мы должны использовать возможности, предоставляемые в связи с переходом на двигатели V8, в первую очередь мы сможем лучше упаковать заднюю часть болида. Мы приложили много усилий в этой области, сразу сконцентрировавшись на том, какие выгоды сможем извлечь от уменьшения размеров двигателя. Во-вторых, мы вынуждены были переработать зону переднего антикрыла, которое теперь должно стать на 50мм выше. Если технически это и не очень сложно, а кроме того, в прошлом году мы проделывали то же самое, ситуация потребовала, чтобы изменения были комплексными — в итоге нам пришлось переработать всю переднюю часть болида.
— MP4-21 — это новый болид или эволюция прошлогоднего?
— Это новый болид, но с использованием концептуальных решений предшественника. Однако напрямую в нем используется менее 10% деталей от MP4-20.
— На чем сейчас сфокусированы аэродинамики?
— Боюсь, я не смогу вам ответить на этот вопрос по вполне понятным причинам, но в основе болид спроектирован, и его полная спецификация готова. Остается сконцентрироваться на том, что мы сможем изменить/улучшить за время до первой гонки, хотя и потом мы не остановимся, подготовив в течение сезона несколько специализированных и/или улучшенных пакетов. McLaren всегда усердно работает на протяжении всего сезона, чтобы сохранить поступательное движение вплоть до последней гонки. Мы неустанно проводим исследования и улучшаем болид, поскольку только так можно победить в современной F1.
Тревожит только одно — он не очень ощущает разницу между гидродинамикой и аэродинамикой… Ньюи эти понятия разделял четко…
К тому же, не очень понятно, что входит в понятие «10%»? Одних болтов, шайб и каек там немеряно…
Аж слюнки текут, глядя на эту машину…. ((
угу…..