Во время когда американские воиска по всему миру ведут борьбу с терроризмом, в автоспорте США начинают тоже своеобразную войну. В этой войне не будет истребителей, крылатых ракет и винтовок, но будет интеллектуальный потенциал, хитрость и деньги. Мир становится маленьким и теперь недостаточно иметь рынок сбыта только на национальном уровне – необходимо быть игроком глобального масштаба, поскольку живем мы не в национальных, а в мировой экономике. Насколько мы думаем, что гонки – это спорт, настолько же они являются бизнесом, очень крупным бизнесом. И поэтому почва для новой войны готова.
Семьи Франса и Джорджа владеют в Америке гоночным бизнесом на овалах. Франс владеет популярной империей NASCAR, у Джорджа есть серия IRL с самой популярной мире гонкой Инди-500. Если бы Франс и Джордж объединились, они могли бы создать «Картель гонок на овалах», а если бы Берни в свое время все-таки купил Champ Car, то он бы мог создать «Картель дорожных гонок».
Сегодня Берни Экклстоун правит автогоночным миром везде кроме США, где показатель посещаемости и интереса к F1 более, чем посредственный. Берни нужно сделать очень сильное шоу в Америке, чтобы усладить автопроизводителей, которые (во всяком случае пока) являются мощной силой в F1. Однако, вряд ли владельцы американских гонок будут с рукоплесканием встречать Берни Экклстоуна в своей вотчине. Даже если бы он купил в свое время Champ Car, то и это не сильно бы ему помогло в Новом Свете, особенно на фоне того, что Билл Франс – владелец самой популярной в США серии NASCAR грезит мечтами о превращении своей серии в мировую. Он привлек международного гиганта Toyota и готов привести в NASCAR
японских пилотов, что до этого было делом неслыханным. Еще 10 лет назад NASCAR был популярен лишь у белого населения южных штатов, однако руководство серии поняло, что для масштабного развития серии необходимо привлекать иностранных пилотов, что и происходит сейчас.
Собственно, уже невооруженным взглядом видно, что NASCAR собирается из внутреннего чемпионата разрастись в международный и привлечь к имеющимся американским производителям и Honda и Nissan и, может быть, других. Не надо думать, что Берни не видит этих стикеров на стене.
Берни сейчас лидирует на международной арене, но владельцы овального гоночного бизнеса также нацелены на глобальный рынок, который так нужен и Берни Экклстоуну. У овальщиков есть гигантский рынок США, У Берни – весь остальной мир. Между этими мирами и стоит ждать начала войны.
Не надо думать, что стороны с горящими глазами бросятся в атаку в ближайшие несколько лет, обе стороны для полномасштабных действий сейчас не имеют достаточных сил, но некоторые перестрелки в ближайшее время мы наблюдать сможем. NASCAR и IRL не пойдут в наступление раньше, чем будут уверены в том, что они полностью безопасны за пределами США. NASCAR делал попытки окопаться в Японии, но после того, как не увидел заинтересованности у японских болельщиков, ушел с поджатым хвостом. В следующий раз он пойдет в Японию с японскими автопроизводителями и японскими пилотами и будет более успешен.
Берни же для того, чтобы завоевать Америку, также потребуется взобраться на весьма крутую гору, чтобы хоть как-то бороться с доминированием овального гоночного бизнеса в США. И даже Берни с его финансовыми возможностями потребуется много времени, чтобы застолбить рынок США, где сейчас царствует не менее влиятельный NASCAR.
Ставки высоки. Кто выиграет – NASCAR и IRL или Берни Экклстоун? Останется ли один победитель или все же мира хватит всем?
Время покажет. Пока же надо не пропустить политические маневры, в ходе которых стороны будут подкладывать друг другу бомбы. Главное, чтобы под перекрестный огонь этой войны не попали болельщики, как это было во времена битвы между CART и IRL.