С потерей журналов «Формула» и «F1 Racing» доступ русскоязычного читателя ко всяким правильным статьям затруднен. Спасение есть, скажем, на англоязычных онлайн-журналах. К примеру, autosport.com (экс-atlasf1), даже с учетом перехода под крыло Haymarket, сохранил достаточно взвешенный подход к своей редакционной политике. К сожалению, формат блога не позволяет переводить гигантские материалы а-ля интервью Биранит Горен у Мэтта Бишопа в стиле Мэтта Бишопа. Но все же. Вот как пишет Найджел Рёйбак в журнале Autosport. Из серии «Лучшие публикации года».
Заранее извиняемся за шероховатости перевода – это попытка сохранить текст как можно ближе к оригиналу.
Спустя четыре дня после последней гонки Михаэля Шумахера (Michael Schumacher) из Бразилии пришла новость о том, что Росс Браун (Ross Brawn) и Паоло Мартинелли (Paolo Martinelli) также уходят из подразделения Формулы-1 Ferrari. Учитывая назначение на пост технического директора Марио Альмондо (Mario Almondo), и замену Шумахера на Кими Райкконена (Kimi Raikkonen), в 2007 году все очень сильно изменится.
Как проявит себя в Ferrari Райкконен? Я бы сказал, довольно хорошо. Он так же быстр, как и любой другой, но у него будет надежность машина такая, какой он никогда не видывал. Добавим превосходство Ferrari в понимании покрышек Bridgestone (которые в следующем году будут использовать все), переход Алонсо (Fernando Alonso) из Renault, и отсутствие у «реношек» явного первого номера, и на этой стадии мы получим, что Кими является фаворитом в борьбе за чемпионство. Конечно, если его не побьет Масса (Felipe Massa).
Из того, что говорит Фелипе, следует, что в эру после Шумахера командных приказов уже не будет. Вероятно, он знает, о чем говорит, и в таком случае это означает серьезный отход от тех принципов, на которых строилась работа последних 10 лет. Мне трудно представить, что команда будет выстроена вокруг Райкконена так же, как это было с Шумахером, но кто знает. Если Кими сделает нечто вроде той работы, которую выполнял Михаэль, и добьется чего-то подобного, они – и тиффози – несомненно окружат его заботой.
Однако на подиуме уже ничего подобного не будет. После гонки лицо Райкконена не говорит вам ничего. Он загорелся? Был дисквалифицирован? Победил? Кимстер сохраняет свои эмоции для часов отдыха.
Со временем стало все более распространенной нормой, когда победитель Гран-при выглядит на подиуме довольным собой, и это всегда доставляло удовольствие – даже после скучного полуторачасового доминирования – видеть неприкрытую радость Михаэля. Девяносто один раз он стоял на высшей ступеньке, и всегда выглядел как человек, победивший впервые.
И хотя он не появлялся в присутствии Айртона Сенны (Ayrton Senna), все-таки, с непревзойденным багажом достижений, он доминировал в паддоке, всегда
привлекая фотографов, проскакивая из боксов в моторхоум. С самого начала своей карьеры Михаэль выяснил, как стать пилотом современной Ф1. На самом деле, он опережал свое время.
Пятнадцать лет назад, если кто-то хотел проинтервьюировать Сенну или Проста (Alain Prost), он просто задавал вопросы гонщику. В Монреале в 1992 году я задал вопрос Шумахеру. «Поговорите с моим менеджером», — был ответ. Жестко, если не грубо.
На самом же деле поговорить тогда с его менеджером было проблематично, потому что Вилли Вебер (Willi Weber) вел финансовые переговоры с местным художником, который хотел, чтобы Михаэль подписал копии довольно хороших картин, которые он написал. Вы понимаете, разговор был о чистом нале, и когда бедный автор вытряхнул все свои карманы, этого хватило на девять подписей. Вебер пожимал плечами: слишком мало. Моей первой мыслью было: «Как пошло!» А второй: «Насколько же богатым Вилли собирается сделать Михаэля».
В течение какого-то времени это все проявлялось… открыто, так скажем. Спустя два года Шумахер был на пути к своему первому чемпионству, и, как и многие молодые пилоты Гран-при, наслаждался недавно обретенным благополучием. Как-то мы ловили такси в аэропорте Монреаля, и показался «бесконечный» белый лимузин. В сиянии золота и крокодиловой кожи появились Михаэль и Вилли, свеженькие, только что прибывших из Нью-Йорка. Они не особенно напоминали очередных звезд Формулы-1, стоящих в очереди с остальными в ожидании возможности сделать шокирующе-неполиткорректное замечание. Со временем, конечно, Михаэль стал более изысканным, а его ранние отступления от стиля, вероятно, связаны с порой его ученичества на спорткарах Mercedes, когда молодые таланты публично появлялись в кожанках.
Еще до того, как он окончательно освоился в машине Ф1, станло ясно, что Шумахер является одним из особых талантов. Перед тем, как покинуть Спа в 1991 году (когда он дебютировал за Jordan), мне позвонил мой коллега Квентин Спёрринг (Quentin Spurring), который следил за карьерой Шуми в спорткарах. «Говорю тебе, — сказал он, — этот малец будет чемпионом мира…»
Остановка Михаэля в Jordan была короткой – всего одна гонка, потому что в контракте была зацепка. Квалифицировавшись седьмым на своем первом Гран-при, он заявил о себе, и сразу же возник спрос. В Монце, в следующей гонке, борьба за его услуги – при посредничестве Би.Си.Экклстоуна – велась вплоть до раннего утра пятницы.
Спустя несколько лет, когда Шумахер уже стал чемпионом мира, я спросил Берни по поводу той ночи переговоров. Он некоторое время помолчал… «Эти люди, которые управляют командами, они начинают думать, что гениальны – что без них ничего не двинется с места.
Им повезло, что я оставался с ними всю ночь в Монце и убедил, чтобы они взяли Шумахера. Во-первых, мне пришлось убедить Бриаторе (Flavio Briatore) и Уокиншоу (Tom Walkinshaw) – Том хотел Брандла (Martin Brundle), или кого-то еще, а Флавио сомневался, и не желал слушать аргументы, потому что… как его, Морено (Roberto Moreno) там был, и у них был с ним контракт. Шумахер не хотел борьбы, а его менеджер думал, может ли он уйти куда-то еще. В итоге, я сказал Шумахеру заткнуться и идти в постель. Я сказал, «когда ты проснешься утром, ты будешь пилотом Benetton». Именно так и произошло…»
«Факт в том, — продолжил Берни, — что в то же самое время я убеждал Сенну пилотировать за Ferrari. И это снова было на Вилла д’Эсте. Все было в порядке – они просто должны были договориться, и работать. Но люди, управлявшие в то время Ferrari, не блистали умом, и позволили ему сбежать. Контракт был бы подписан, я вам говорю, но они упустили его. Если бы они завершили сделку, удача к Ferrari пришла бы намного раньше».
Это и впрямь так. Но поскольку этого не произошло, все случилось годами позже – когда появился Шумахер.
В своей первой гонке за Benetton Михаэль финишировал пятым – впереди лидера команды Нельсона Пике, которого он к тому же опередил и в квалификации. И это о чем-то говорит, как и финальная квалификация в Сузуке, где он попал в крупную аварию.
«Я усадил его, — говорит профессор Сид Уоткинс (Sid Watkins), — и сказал: «Ты хорошо выглядишь, Михаэль, но если ты будешь продолжать в том же духе, ты будешь хорошо выглядящим трупом». Он был очевидно талантлив, но в те ранние дни я чувствовал, что он иногда слегка переходит за грань.
Он ничего не сказал, только выслушал и кивнул. Затем он взял запасную машину – и поехал еще быстрее, чем до этого! Это впечатлило меня, должен сказать. Я подумал «этот парень из чемпионского материала»».
Спустя ровно год после своего дебюта в Формуле-1 Михаэль выиграл Гран-при Бельгии, но еще до этого Айртон Сенна определил его как будущую угрозу. На первом кргуе в Маньи-Кур Шумахер дерзнул атаковать его, в шпильке Аделаида. Benetton ударил McLaren, что привело к немедленному сходу, и Сенна был весьма недоволен.
«Спустя несколько кругов, — вспоминает Джо Рамирес (Jo Ramirez) – гонка была остановлена из-за дождя, и пока гонщики ждали рестарта, Айртон – уже переодетый – пошел поговорить с Михаэлем на стартовой решетке. Он вынес ему строгое предупреждение. Я мог видеть их на расстоянии, мог видеть, как Михаэль кивает головой, говоря: «Да, сэр, нет, сэр…» Айртон вернулся полностью удовлетворенный собой и заявил: «Здорово! Я уделал его, пока он опять не сел за руль!»»
На следующий год, в Имоле, Сенна погиб, пытаясь сдержать более быстрый Benetton Шумахера. Когда не стало Сенны, и ушел Ален Прост, Михаэль оказался в ситуации, когда нет конкурентов, в плане таланта, и выиграл чемпионат и в 1994-м, и в 1995-м годах. Однако распространялись слухи о его переходе в Ferrari.
На Хунгароринге некоторые из нас были на неформальном обеде с Михаэлем, и хотя он был очень аккуратен, не позволяя ничего лишнего, разок все-таки обмолвился: «Меня не очень расстраивает наличие конкурентоспособной машины, которая иногда не финиширует. Что я не могу принять – так это приезжать четвертым или пятым. Все, что я хочу делать, это выигрывать гонки».
После того, как Шумахер ушел, мы остались, взяли еще по кофе, и пришли к выводу что да, он уходит в Ferrari. На обнародовании контракта в Монце президент Fiat Джанни Аньелли (Gianni Agnelli) выразился так: «Если мы не победим с Михаэлем, это будет нашей виной». Нечто новенькое, поскольку во все времена политика Ferrari была такова, что машины выигрывали гонки, а гонщики – проигрывали.
Аньелли, однако, был прав: не было никаких сомнений в качестве нового пилота. Как не было сомнений и в способностях Рори Бёрна (Rory Byrne) и Росса Брауна (Ross Brawn), также перешедших из Benetton. Добавим к этому коварный организаторский гений Жана Тодта (Jean Todt), и получим полную картинку.
Однако только начав тестировать Ferrari, Шумахер быстро оценил масштаб стоящей перед ним задачи. И хотя он выиграл три гонки в 1996-м, до 2000 года – своего пятого сезона в команде – он не мог выиграть третий чемпионат, в добавление к тому, что было достигнуто в Benetton. Напомню, что сделав это, он не проигрывал до 2005-го, и были времена – особенно в 02 и 04 годах – когда приходили сомнения в том, а сможет ли он проиграть хотя бы гонку.
Каким мы его запомним? Как человек, он вежлив, формален в немецкой манере, не без чувства юмора, щедрый (он жертвует огромные средства на благотворительность), исключительно добрый.
«Раньше люди смотрели на Сенну, — сказал Берни Экклстоун. – Первоклассный парень, и хорош в своей работе. Но так же хорош, как и Михаэль, но никогда не поступал так же, не так ли? Это не совсем честно, потому что он был очень теплый, заботливый, рассудительный парень, но он не переходил некую грань, поэтому люди думали, что он высокомерен и все такое».
«Моя единственная критика в адрес Михаэля состоит в том, что у него никогда не суперзвезды в качестве напарника. На протяжении нескольких лет, когда машины были так хороши, единственный, кто его мог победить, был кто-то другой в Ferrari, но тому не позволяли победить – и, более того, у Михаэля был оруженосец, который прикрывал бы его, если кто-то мог догнать. Поэтому люди не уважали Михаэля так, как должны бы. Я сомневаюсь, что кто-нибудь мог победить его в такой же машине, но мы этого никогда не узнаем, не так ли? И я думаю, очень жаль».
Факт в том, что когда такие люди как Берни, Сид Уоткинс и другие так тепло отзываются о Шумахере, от большинства его коллег-пилотов такой же реакции не дождешься. Те, кто были его напарниками, например, говорят о нем с некоторой долей уважения, но вы никогда не услышите от них признания в любви. Скорее вы утвердитесь в том, что мы уже знаем, а именно: Михаэль в машине никогда не был «теплым, аккуратным» человеком, он был вне этого.
Его различные трюки на трассе хорошо задокументированы, чтобы повторяться здесь, но я замечу, что каждый из них достоин презрения и той доли порицания, которые они (иногда) заслуживали. Что для меня остается загадкой, так это почему Сенна – иногда беспощадный до невообразимости – никогда не сталкивался с таким отношением, как Шумахер.
Возможно, потому, что Айртон берег свои худшие выходки для Проста, своей Немезиды, тогда как Михаэль был более демократичен, и готов убрать с дороги любого, кто намеревается его обогнать. Спросите Рубенса. Спросите Фенандо. Коли на то пошло, спросите Ральфа…
В последнее время я устал слушать все возрастающий шум по поводу того, что Михаэль был так велик, так успешен, что его «профессиональные ошибки» (очень удобная фраза) в счет могут не приниматься. Надеюсь, он наслаждается своей отставкой, своей семьей, своими животными, шнапсом и время от времени сигарой. Но в конечном счете, я не могу поставить его в один ряд с такими, как Фанхио (Juan Manuel Fanjio), Мосс (Stirling Moss), Кларк (Jim Clark), Стюарт (John Stuart), каждый из которых бился в тяжелых условиях, и каждый из которых бился честно.
Его и не надо ставить в один ряд с ними….
он не выше и не ниже…он из другого времени…
Он другой. И именно поэтому у него в кармане семь титулов и куча всего остального.
Время не бывает плохим или хорошим, а вот люди бывают. И Шумахер уникален тем, что на фоне действительно классного пилотажа, множества побитых рекордов и порой фантастических гонок, в его биографии есть грязные пятна, как Аделаида, Херес, Монако…
И он действительно вошел в историю, как человек, который мог бы стать великим, но некоторые его поступки на трассе деляют это красное яблоко с червоточинкой.
Так вот и получается — большое, красивое яблоко, местами сладкое, но местами червивое…
Какое, к чорту яблоко?! Есть герои и герои. Со знаком «плюс» и со знаком «минус». Рыцари и драконы — и те, и другие — велики!. Это уже вопрос вкуса, кто тебе ближе. Главное, что эра Дракона закончилась. К счастью. Пора возрождаться рыцарям.
Это кто у нас там в лыцари метит? Фонц? Бугага…
> Так вот и получается — большое, красивое яблоко, местами сладкое, но местами червивое…
Знаешь, эффект самовнушения иногда бывает настолько сильным, что ничего с этим поделать нельзя.
Волшебная мантра шумофоба — «Аддделаиииида! Ооооооо-ооо!», «Хеерееессс, УУУУУ!!!!», «Моннннакооооо ЫЫЫЫЫЫ!!!!» иногда настолько затуманивает мОзги некоторым, что диву даешся.
Попробую и я пофобствовать:
«Сузука! ААА!!!!», » СУЗЗУУУУКААА, ОООООООО!!!», «Эшториллллл, мммммм!!», «СПА98, даааааа…….»
Нет, не цепляет что-то. Видно, фоб из меня никакой. Не люблю фобствовать….
:)
Francisco, не надоело чушь в эфир нести? Право, за многие годы это уже БАЯНЪ натуральный. Неоригинально и неинтересно год от года видеть в инете эту чушь…
Прохожий, сорри, но чушь как раз несешь ты. Ежели бы я даже был законченным Шумофилом, Аделаиду и Херес вряд ли пропустил мимо. Это было действительно не по-спортивному. В 94-м, думаю, ему сошло с рук только из-за кучи дисквалификаций, которыми наградили его и Бенеттонов ранее. Дальше дисквалифицирувать уж было некуда. А в Монако… Это ж была детская шутка.
Мне в этом плане понравилась статья Энди Уилмана про Шумахера в последнем номере Top Gear, цитату из которой позволю себе привести тут:
«Выставить Шумахера подонком несложно. Пилоты вроде Стирлинга Мосса и Джеки Стюарта любят вспоминать его недостойное поведение в Аделаиде-1994, Хересе-1997, Монако-2006 — в доказательство того, что его нельзя приравнять к великим гонщикам прошлого с гораздо более высокими моральными стандартами..
< ...> … он, как герой трагедий Шекспира, готов и на нечеловеческий взлет, и на переход на темную сторону, когда один из недостатков берет над ним верх. Трудно оценить доброе, не зная зла, и так же сложно оценить величие человека, которому не приходится бороться с демонами. Шумахер опускался на самое дно — до явного обмана, а потом собирался и все исправлял гениальными поступками. Я отношусь к нему так же, как к лучшим злодеям из кино.
< ...>
Воля к победе, которая заставляла его обнажать свои недостатки, была настоящей страстью, ради которой он шел ва-банк и ехал на всю катушку, как в Венгрии. Этого спортсмена мне будет не хватать».
«а потом собирался и все исправлял гениальными поступками»
Далеко не все. Есть еще такое понятие: Репутация. Репутацию подлеца, пусть даже «великого и непревзойденного» никакими гениальными поступками не исправишь. Я бы понял МШ, если бы он по горячим следам покаялся, но его самого репутация совершенно не волнует: первое признание (не покаяние!) своей вины последовало только 10 лет спустя…
Коллеги ! Наш спор абсолютно бесперспективен. Прчитал.- дежавю. Давайте определимся в используемых категориях.
Предлагаю с левой строны набрать имена известных авторитетов, которые утверждают,или утверждали что шуми классный гонщик и неважный человек, а справа тех кто считает шуми….. ну дальше шумофобам ясно. Если мы не перейдём из аналога в цифру, мы никогда не закончим.
Начинаю с тех имён, которые не требуют официальных ссылок.
Слева : Вильнёв, Хилл
Справа:……………
>Garik: Ежели бы я даже был законченным Шумофилом, Аделаиду и Херес вряд ли пропустил мимо. Это было действительно не по-спортивному.
Не более «не по спортивному», чем обе Сузуки и пр. и пр. в исполнении не МШ.
Только не надо говорить, что Сенна вышибал Проста основываясь на «спортивных приципах»! Спорта там было едва ли с чайную ложку, а то и меньше! В отличие от той же Аделаиды и Хереса…
Francisco, отсылаю тебя (в хорошем смысле) проследить эволюция статей Мурадова из бывшей «Формулы». По началу все его эпосы были насквозь шумофобские и язвительные. Потом его «послали» интервьи(ю)ровать немца. Тыкскызыть с глазу-на-глаз.
Так вот после этого сей обозреватель в корне поменял свое мнение о МШ, в т.ч. это отчетливо видно в последующих его статьях.
То же касается и Фомы.
Это я к чему? Твое мнение поверхностно и основанно на недопонимании личности немца, как человека. Нахватался штампов (Херес, Аделаида), не желаешь принять того, что ВСЕ чемпионы на трассе хотят только одного — победы. И всякие там моральные устои и сопли тут не катят. Иначе из пилота получаются плаксы и неудачники типа Вильнева или лапухи типа Хилла…
Ведь Ф1 — это мужской вид спорта? Или ты думаешь — светский бал?
За «лапуха Хилла» прошу прощения. Вырвалось… По большому счету, он мне даже более нравится, нежели Жакус.
Даже не смотря на некоторые «пробелы в образовании»…
Прохожий, я в свое время за Хилла, кстати, болел, которогго ты тут лопухом обозвал. И именно ваши шумофильские штампы заставляют вас до сих пор бояться Хилла. Но вы шумофилы трусы и до сих пор боитесь признаться в том, что Хилл как пилот был сильнее Шумахера и не раз бивал того на трассе и Шумахеру, чтобы побить Деймона приходилось выбивать его с трассы, как в 94 в Аделаиде, так и неоднократно в 1995 году по ходу сезона.
Да и вообще этого человека стоит уважать за то, что он приешл в ф-1 в возрасте, когда люди уже уходят из спорта, добился всего, стал чемпионом мира и вписал свое имя золотыми буквами в историю автоспорта как создатель первой в мире и единственной чемпионской династии в ф-1.
А ты лопух. Сам ты лопух, потому как неуважение соперников — это проявление слабости. Ибо если Хилл лопух, Жак плакса, то Шумахер тогда кто, если он проигрывал плаксе и лопуху? Каков он лузер тогда, а, если проигрывал слабакам?
> И именно ваши шумофильские штампы заставляют вас до сих пор бояться Хилла. Но вы шумофилы трусы и до сих пор боитесь признаться в том, что Хилл как пилот был сильнее Шумахера
Ну да, ну да… Конечно Хилл в том, что касается пилотажа значительно сильнее Шумахера…
Хррымммъ…
>и не раз бивал того на трассе
Надоже… Как же я позабыл Монцу95…?
>Сам ты лопух,
Читай мой пост№11
В 94 Хилл уступил Шумахеру (объективно имея в своем распоряжении лучшую машину), в 95 Шумахер не оставил вообще никаких шансов Хиллу, в 96 Хилл чуть не проиграл дебютанту Вильневу.
Безусловно имя лучшего пилота человечества Хилла вписано золотыми буквами в историю автоспорта.
В то время люди болели не за Хилла (если бы не было Хилла, был бы Вася Пупкин), а против Шумахера. Однозначно Вася Пупкин на Вильямсе тоже вписал бы что нить золотыми буквами.
> В то время люди болели не за Хилла (если бы не было Хилла, был бы Вася Пупкин), а против Шумахера. Однозначно Вася Пупкин на Вильямсе тоже вписал бы что нить золотыми буквами.
А в роли Васи Пупкина выступил… Жак :)
А мог и бы и Х.П.Монтойя
Если бы ему было, лет 50 к тому времени
какая прямо-таки животная ненависть к хиллу, алексадр!
не надо обобщать, я в 95 болел именно за хилла, не против шумса. и в 96-м тоже. да, в 94 он имел лучшую машину, но стоит заметить, что в начале сезона команда никак не рассматривала его как пилота, способного бороться за чемп. фактически по-настоящему дэмон дебютировал только в этом сезоне, а с учетом всей сложившейся ситуации, он выполнил даже больше, чем от него ожидали. и сезон он закончил более достойно, чем его соперник. 95 — да, проиграл. но не факт, что у шумахера была машина хуже. напомню, что в том сезоне херберт, талант которого я ни в коей мере не умаляю, выиграл 2 гонки (с учетом полного произвола в отношении к нему со стороны команды). а в 96 дэмон не «чуть не проиграл», а выиграл весьма уверенно. посмотри хотя бы счет по победам хилл:жак.
и еще. раз хилл такой плохой пилот, как так получилось, что он выиграл венгрию-97?!! (думаю, очевидно, что по совести он выиграл ту гонку). на ржавом эрроузе? ответь, КАК?
спа-98: все помнят, как лажанулся «великий» (что бы там не говорили, култ вжался в обочину, да и не мог он ничего видеть в зеркалах из-за фонтанов из-под колес), а я вот помню первую победу джордана, которую принес кто? плохой пилот?
так что не надо наездов на хилла. он достойный человек, не запятнавший себя неспортивными поступками. и более чем достойный спортсмен.
незачот за твой пост, Саша.
В моей посте речь идет не о том что Хилл плохой пилот и человек, а том что у Хилла в то время была гениальная машина, а конструировал ее гениальный конструктор, поэтому любой талантливый пилот мог бороться за победу на такой машине и почти не важно сколько ему лет при этом. История доказала мои слова.
Кроме того мне смешно на слова » Хилл как пилот был сильнее Шумахера» — детский сад.
С таким же успехом можно сравнить Чайковского и Штрауса, Миронова и Папанова и выявить лучшего.
В 94 году у Хилла не было лучшей машины. Это был Вилльямс, страдающий тотальной неуправляемостью из-за запрета активной подвески. Да, был лучший двигатель Рено, но шасси было говно, машина была абсолютно неуправляемой.
Что касается 1996 — посчитайте очки в чемпионате и скажите, в каком месте Хилл «чуть не проиграл».
И в 90-е годы, Ивитти прав, люди болели за Хилла — Шумахер тогда еще был никем и звали его никак.
Шасси Вильямса не могло быть говном по определению, потому что на нем (шасси) боролись за титулы и в 94, и 95, и в 96. К слову активная подвеска была запрещена на всех машинах без исключения.
Я также болел за Хилла, начиная со второй гонки сезона-93. Чесно сказать, Шумахер был быстр, но и не впечатлял особо. И уже после 93-го, когда Хилл, практически новичек, обставлял даже титулованного напара Проста, уже не выглядел простаком. В 94-м я на пару лет обозлился на Шуми, но потом, хочешь-не хочешь, вынужден был признать его талант. Видимо, у Хилла было бы не одно звание, будь он не джентельменом. Свой высочайший класс он показал на жалком Эрроузе в 1997-м, когда чуть было не выиграл Гран-При Венгрии. После обидной поломки он на последних метрах пропустил Жаки, но даже вторым местом утер носы всем, кто вещал, будто он гонщик без таланта, который добился многих побед лишь благодаря изумительному Вильямсу. Жаль, что он не подписал тада контракт с Маками, а с Томом Уокиншоу. У Шумика или Хакки побед и титулов могло бы и поубавиться :-)
Кстати на все сто согласен насчет машины-94, это была малоуправляемая, но чертовски быстрая колымага. К сожалению, Сенна так и не привык к ней.
Мне, честно скажу, было неприятно читать гадости о моих любимых пилотах, среди которых как раз и Хилл и Вильнев. Почему то мне кажется, что на сайте «для умных» надо быть сдержанней и тактичней.
У каждого свой путь. Вильнев проводит два блестящих сезона за Вильямс и уходит зарабатывать деньги в БАР.
Хилл получает наконец чемпионский титул и уходит в Эрроузы-Джорданы, чтобы (как мне кажется) доказать, что он именно пилот, с талантом, со скоростью, с мозгами, с принципами.
Михаэль никуда не уходит. Он чемпион, он быстр, талантлив и спорен. Но он скучен. Безмерно скучен вместе со всеми своими пятью красными титулами — просто очередной продукт концерна «Фиат».
Я благодарен именно Хиллу за его маленькие победы — в джордане и Эрроузе именно потому, что помню свой совершенно неописуемый восторг от этих побед. От побед Михаэля (пятикратный, шести, семи…) — такого восторга я не испытывал. Это моё, личное. Мне плевать, у кого насколько сильная машина была — я болельщик а не обозреватель.
И лично мне не жаль, что Хилл не подписал контракта с Маками — победы и подиумы за Джордан и Эрроуз — это то, чего Михаэль никогда бы не стал делать и уже, слава богу, не сделает — ему было слишком хорошо и комфортно.
Вот только вопрос — у кого из них стремление к победе любой ценой было сильнее?
В 94 году, во всяком случае в первой его половине, шасси было говно — посмотри на развороты того же Сенны в первых гонках, хотя его обвинять в непрофессионализме не приходилось.
Вот, к примеру, интервью Хилла после Германии:
«- С самого начала сезона Шумахер переигрывает вас довольно легко. И теперь создается впечатление, что вы, как утопающий, хватаетесь за дисквалификацию, как за соломинку…
— Легко? Это было только в начале сезона. У нас была плохая машина, потом – эта Имола… В команде царил хаос. К счастью, теперь все иначе.
»
Что касается активной подвески, то хапрещена она была для всех, но использовал ее только Вилльямс и поэтому без активной подвески машины Вилльямса оказались как корова на льду.
Так что в первой половине сезона машины Вилльямс была полным дерьмом.
Саша писал:
Шасси Вильямса не могло быть говном по определению, потому что на нем (шасси) боролись за титулы и в 94, и 95, и в 96. К слову активная подвеска была запрещена на всех машинах без исключения.
к слову активная подвеска была тольку у Виллов и (некое подобие) у Маков, у бена ее отродясь не было, именно поэтому когда вдрух влупили запрет виллы оказались в роли догоняющий, ибо они концентрировались на электронике прежде всего , а Бенны работали больше над аэродинамикой. в итоге к 94 году Виллы подошли с тарантасом без подвески и со средней аэродинамикой но с хорошим двиглом, а Бены собрали воедино все те наработки что они делали последние 4 года и выставили машину аэродинамческий образ которой и сегодня проходит красной нить во всех болидах ф1. кк Бенетно лешило отнюдь не мифическое превосходство Виллов а отсуствие сильного второго пелота и чехорда с этим связанная. когда в 95 место занял Херберт и бен получил моторы Рено, Миша получил не просто конкурентноспособную технику а лучшую машину сезона, ведь для Ньюи аэродинамика 95 года была пробным камнем, машина вышла быстрой на одном круге но очень нестабильной на дистанции в отличии от Б195.