С известными вам проблемами в связи с переездами, мы тут на Берни слегка завалили все дело с обзором новых болидов, которые появились в конце января. Тем не менее, бросать это благое дело мы пока не намерены. И раз уж у нас на тестах лидирует MP4-22 — мнение о нем Крейга Скарборо.
Во многих отношениях в McLaren продолжили конструкторскую традицию последних нескольких лет. В течение двух сезонов машины McLaren представляли технические новшество, которые остальные команды реализовали лишь в этом году. Такие решения, как карбоновая крышка коробки передач, бесступенчатая коробка передач, рельефные боковые понтоны и бескилевая конструкция. Поэтому можно сказать, что внешний вид сам по себе не может служить показателем при оценке гоночного болида.
McLaren был успешен в сезоне-2005 без смены покрышек, но не хватало надежности и темпов развития по сравнению с Renault. В прошлом году команда сражалась с покрышками, аэродинамической стабильностью и, вновь, со своей ахиллесовой пятой — надежностью, и завершила сезон без побед.
В течение этого времени McLaren лишился ряда своих ключевых технических специалистов, начиная с Эдриана Ньюи, который перешел в Red Bull, и к которому присоединились другие менеджеры. Другие сотрудники ушли в другие команды, но даже несмотря на это, McLaren далек от нестабильности в высшем техническом звене, поскольку Пэдди Лоу, Майк Кулэн и Пэт Фрай по-прежнему в строю и руководят командой конструкторов.
Учитывая небольшое количество извменений в регаменте, которые могут повлиять на внешний вид машины, и держа в уме существующую компоновку болида, новая модель McLaren 2007 года, на первый взгляд, не сильно отличается от MP4-21. Ясно то, что, в качестве логического продолжения линейки последних лет, развитие машины было сфокусировано больше на деталях, а не на серьезных изменениях.
Команда получила комфортное преимущество, начав разработки намного раньше своих конкурентов, и каждая область была обдумана заново, что привело к некоторым удивительным инновациям в деталях.
Команда предприняла необычный шаг, прзентовав готовый MP4-22 с новым передним антикрылом, а не поставив старую спецификацию для церемонии открытия, и эта конструкция обладает обычным для McLaren форматом с тремя элементами сглаженной формы.
Необычна в этом, однако, конструкция крепления антикрыла к носовой части через среднюю часть всех трех элементов. С учетом с размерам антикрыла, подобное крепление, вероятно, принимает нагрузку более равномерно, чем при распределении ее в передней части через обычные крепления.
Еще одно нарушение нормы — боковые понтоны болида, которые не являются единым изгибающимся элементом, крепящимся к шасси. Вместо этого, используется состоящий из нескольких частей капот двигателя, которые и формирует аэродинамический профиль. Это позволяет McLaren изменять форму без влияния на исход крэш-тестов.
В дополнение к этому, в McLaren адаптировали легкий вариант мини-антикрыльев наверху поковых понтонов. Они чуть сдвинуты назад по сравнению с остальными командами, в результате чего смыкаются с воздуховодами. Это изящное решение, поскольку ребра призваны разделять неконтролируемый воздушный поток от передних колес, который идет над понтонами, что позволяет эффективнее работать и воздуховодам.
Изгибы боковых понтонов достаточно очевидны, в результате чего кузов выпячивается в районе двигателя и коробки передач, верх области коробки особенно аккуратен, формируя плоскую поверхность перед задним антикрылом. Чтобы улучшить качество воздушного потока в этой области, сделана заметно большая пересекающаяся секция верхнего рычага подвески — в районе крепления подвески к коробке секция до перекрещивания занимает около одной трети от общей длины рычага.
Что же касается датчика температуры, который выступает в этой части, это связано с выхлопом, и он направляет поток в верхнюю часть диффузора и на направляющее крыло. Сделав этот узел в духе прошлого сезона, McLaren закрепляет заднее антикрыло на двух подпорках.
Диффузор подвергся значительным изменениям. Центральный каналзначительно более агрессивен, а у боковых каналов есть несколько необычные проходы, расположенные сверху. Возможно, это связано с работой по ограничению высоты 2005 года, и «неправильный» верх диффузора в обычной части приводит к разделению боковых каналов при помощи верхних проходов.
Эта конструкция позволяет вернуть McLaren потери в эффективности диффузора из-за снижения высоты. Но как эта экстремальная интерпретация регламента быдет выглядить в глазах других команд и ФИА — остается только гадать.
Опять же, даже с учетом того, что по внешнему облику нельзя судить о машине, команда приложила к форме болида максимум усилий для увеличения скорости. Теперь остается лишь добавить надежности шасси и двигателю для прохождения дистанции двух дней гонки, чтобы решить о врзможностях MP4-22 в сезоне-2007.
Крейг Скарборо
На рисунках:
McLaren MP4-22
На боковых понтонах отчетливо видно, что открылки соединяются с воздуховодами для поддержки заднего антикрыла (кликабельно).
Два новых прохода (желтые) над боковыми каналами диффузора призваны обойти регламент по максимальной высоте (кликабельно).
Небольшое занудное уточнение: коробка передач у MP4-22 — семиступенчатая (если не считать реверс).
Это у кого это второй год бесступенчатая коробка передач с карбоновой крышкой? Карбон применялся и в F2005, а бесступенчатые коробки появились у Маков в этом году как и у других команд.
Вообще то Маки эксперементировать с карбоном в коробке начали еще в эпоху мертворожденной МР-4/18, и вроде на МР-4/17D они ее таки впулили.
Серж, речь идет не о количестве передач, а о том, что время переключения равно практически нулю, отчего переход с одной скорости на другую проходит незаметно.
Предложи, в конце концов, другой термин. Незаметноступенчатая?
Берни, я согласен — нужно отметить тот факт, что инженерам удалось минимизировать время переключения передач. Но дело в том, что ступенью в коробке передач обычно назвают пару шестерен. И если в КП McLaren такие пары есть (а я предполагаю, что они там есть), то назвать ее БЕСступенчатой нельзя.
А другого термина у меня нет, да он и не нужен. Достаточно сказать, что коробка семиступенчатая, с минимальным временем переключения.
Берни, а ведь Серж прав. Как назвать коробку передач с мгновенным переключением — вопрос терминологии для специалистов. Такой неприменно сышится…
Бесступенчатая коробка — есть вариатор, там ступени виртуальные. У классической коробки переключение быть мгновенным не может по определению, даже если у нее отдельное сцепление на каждую пару.
iCE, а так ведь оно и есть!