Вот и закончился скандал, инициированный Маклареном, чтобы отобрать у Кими Райконнена честно заработанную на трассе победу. Отобрать в суде. Думается, что после этого Рону в паддоке Ф-1 уже никто не подаст руку. Формула, конечно, вид не самый чистый, но какие-то нормы этики и морали существуют. Попытка наказать невиновных, чтобы людой ценой заполучить проигранный Маклареном титул, — игра за пределами даже норм формульной морали. Если говорить о морали общечеловеческой, то иного слова кроме слова «подлецы» к руководству Макларена, затеявшего эту грязную игру, не подберешь.
Но, обо всем по порядку. Итак, ГП Бразилии закончилось дублем Ferrari, пилоты которой в отличие от новых звезд Денниса не пылесосили обочины и не перезагружали на ходу компьютеры своих болидов. Титул Макларен проиграл. Темная лошадка (да простят нас читатели за неумышленное совпадение) за два этапа растеряла все заработанное за сезон. Правда, Рон сам совершил стратегическую ошибку — в Венгрии он никак не противодействовал активности папаши Льюиса поменять пилотов Макларена на старте. И не будь этого глупого штрафа в пользу Льюиса, стал бы Фернандо Алонсо чемпионом.
Ну да ладно. Потерявши голову, по волосам не плачут. Тем более, что у Рона нет ни того и ни другого. Вернемся в Бразилию.
Там после гонки якобы обнаружилось, что у BMW и Williams температура топлива в баках отличается на несколько градусов от максимального значения. Ситуации придали особое значение и после гонки устроили разбор полетов. Но вины команд не нашли — выяснилось, что в протокол попали недостоверные сведения и команды отпустили восвояси, вины-то нет.
Собственно, Макларен мог в течение получаса подать протест на результаты гонки, тогда бы результаты были бы признаны временными. Но то ли в команде работают тугодумы, то ли действовать честно в Макларене не привыкли. Собственно, по шпионскому скандалу, когда у Макларена незаконно оказались важные технические документы Ferrari, можно утверждать, что честная спортивная игра — это не стиль английской конюшни. Этой команде больше свойствены грязные шпионские игры, подметные кляузы, лжесвидетельствование в суде.
Макларен подал протест на оправдательное решение судей в отношении Williams и BMW. В том, что честный суд отклонит этот иск сомнений не было с первой минуты — о нечестных методах Макларена известно всем, да и протест по своей курьезности войдет по итогам года в число самых глупых исков в мире. Дело было исключительно между судьями и BMW с Williams. McLaren к этому не имел ровным счетом никакого отношения. Но, видимо, Рон решил, что ему можно совать нос во все дырки и решил оспорить то, чего не имел права оспаривать. Итог известен: протест отклонен, Макларен оплатит судебные издержки. Надо заметить, что действия Рона для команды носят исключительно разорительный характер — к 100 миллионам по предыдущему процессу прибавилась еще, пусть и небольшая, но сумма.
Кроме того, Рон создал информационную поддержку, на что тоже явно пошли командные деньги. Так, на одном сайте, известном своими ангажированными материалами, появилась статья о том, как «правильно» меряется температура топлива и откуда берется температура воздуха. Там писалось, что якобы температура воздуха берется с мониторов ФИА. Как и все материалы, опубликованные на том сайте в поддержку Макларена в этом году, это оказалось ложью.
Выяснилось — температуру воздуха меряет Meteo France, который сказал, что выше 33 градусов воздух в Бразилии не прогревался. Однако, если зайти на официальный сайт ФИА, если вспомнить данные, которые мы видели на экранах телевизоров, то там будет 37-38 грудусов. Откуда взялись эти данные — никому не известно. Как они попали в протокол — тоже загадка, если у официального замерщика температуры — MF — таких данных не было. Похоже, что вся эта графическая телеметрия, показывая нам на экране, берется с потолка и является высококлассной лапшой. Странно, что этого еще никто не заметил.
С топливом вообще ситуация комичная — Williams в своем пресс-релизе после суда заявил, что не существует вообще омологированных, то есть стандартизированных и единых для всех, датчиков температуры топлива. Получается, что каждый меряет самостоятельно. Как может, как умеет и чем может.
Тут вспоминается анекдот про то как русский шулер выиграл в Британии в карты миллион фунтов:
— Сажусь я играть и тут один говорит «очко». Я ему, мол, покажи карты. А он мне и говорит: «Мы, джентльмены, привыкли верить друг другу на слово». И тут мне так поперло, так поперло…
Рон никогда не был джентльменом,он с первых дней пребывания в формуле играл не совсем честно. И в Бразилии он решил, что «ему поперло». Действительно, есть правило, по которому топливо не может более чем на 10 градусов отличаться от температуры окружающей среды. Однако, как это все замеряется, там не прописано. Поэтому логично предположить, что было действительно между боссами команд некое джентльменское соглашение — вроде устной договоренности: с температурой сильно не химичить, тем более, что выгоды от этого особой и нет. И Рон наверняка знал об этой дырке регламента, но какое-то время играл честно. А как только проиграл оба титула и запахло жареным, он пошел ва-банк, не взирая на правила игры. Да, в общем, нет доказательств, что и этот протокол, оказавшийся филькиной грамотой, не был сфальсифицирован умышленно. Однако, не имея доказательств и следуя презумпции невиновности, обвинять в этом конюшню из Уокинга мы не будем.
В следующем году ФИА, конечно, придумает омологированные датчики температуры топлива и выпустит разъяснения, как меряется температура воздуха и топлива. Дело в другом: как часто мы жалеем о том, что ушла эпоха, когда пилоты, не жалея жизней, сражались на трассе, когда спорт казался таким честным и чистым. Теперь времена другие — после окончания сезона некоторые команды придумывают надуманные поводы, чтобы снять корону с чемпиона истиного и надеть ее на чемпиона липового.
Кто виноват? Ответ известен. Думается, что этому человеку за нарушение джентльменских соглашений руки на пит-лейне больше никто не подаст.