Не обращая внимания ни на спортивную, ни на деловую этику, аппеляционный суд FIA исключил команду Tyrrell из чемпионата мира Формулы-1 1984 года
Это было и удивительно, и неудивительно одновременно. Удивительно, потому что всем ясно, что Кен Тиррелл не жульничает, что для улучшения мощности своих Cosworth’ов никакие «запрещенные вещества» он в бензин не вводил и неудивительно, потому, что аппеляционный суд Международной Федерации Автомобильного Спорта (FISA) имеет целую историю принятия бессмысленных решений.
Кроме того, было также несколько побочных вопросов, которые только еще больше запутывали «парижское дело», которое кончилось тем, что аппеляционный суд исключил Tyrrell из чемпионата. Слушание было затуманено каким-то совершенно новым абсурдным обвинением, что якобы команда свои водяные емкости заполняла веществом, подобным нитрометану, заменяла его во время пит-стопа водой и после гонки попалась на наличии в емкости следов запрещенных веществ. На самом же деле крохотное содержание грязи найденное в воде после гонки в Детройте (0,005% вместимости емкости) не имело никакого сходства с веществами которые могли бы улучшить рабочие характеристики мотора.
Когда Тиррелл попытался объяснить почему вода была загрязнена и в качестве возможных источников загрязнения указал смазку, использовавшуюся в насосе, лабораторные тесты, да и вообще тот факт, что сама емкость сделана из материала, содержащего гидрокарбоны, его доводы судом были отброшены, как «противоречивые». Когда Тиррелл поинтересовался почему это новые обвинения были предъявлены на аппеляционном суде, ему было сказано собирать свидетельства в свою защиту «как ему представляется целесообразным».
Абсурдность происходящего в том, что само обвинение является следствием недоразумения. В июле президент FISA, Жан-Мари Балестр, заявил британской прессе, что до 27% воды в болиде содержали гидрокарбоны. На самом же деле, позже было установлено, что эта цифра составляет 0,005%. Тирреллу это известно и FISA это тоже известно, иначе зачем же они запретили Джону Томанису, представителю SCCA, указавшему на ошибку, делать какие-либо дальнейшие заявления? Чтобы подстраховаться, Балестр в июле послал Томанису телеграмму, в которой запретил любые переговоры между SCCA и Тирреллом!
Кроме того еще эти дыры в днищах Tyrrell’ов. Технически их можно признать несоответствующими духу правил, касающихся плоскости дна. Они являются выводами сапунов из водяного бака, открытым из них должен быть один, в зависимости от того каких поворотов больше на том или ином треке, правых или левых. В FISA предположили, что именно через эти отверстия, ближе к финишу гонки, выводились «запрещенные вещества». Если это правда, если Тиррелл настолько глуп, чтобы прибегать к таким штучкам, тогда исключение команды из чемпионата справедливо.
Если же это неправда, если есть хотя бы крохотный шанс, что это неправда, тогда это исключение — надругательство над человеческой и спортивной этикой. И именно такое надругательство FISA весьма успешно учинила. В то время, как McLaren в Детройте за слишком широкое заднее антикрыло был исключен всего лишь из одного дня квалификации, а Манфред Винкельхок из ATS был не допущен к Гран При Бразилии за то, что его вручную вкатили на пит-лейн, Tyrrell был исключен из всего чемпионата за едва ли более значительное прегрешение. Да, Кен допустил ошибку. Воду следовало заливать в клинически чистых условиях. Мы это уже поняли. Но дисквалификация из чемпионата?!
«Я ничем не могу объяснить принятое решение,» — сказал на прошлой неделе растерянный Тиррелл. «Если меня и вправду хотели приструнить, то это было сделано кем-то, кто сам потом утратил контроль над ситуацией. Я просто не знаю. Я не могу поверить, что кто-то хотел добиться моего ухода из гонок Гран При. Я просто не могу в это поверить.»
Тиррелл, конечно, имеет ввиду те политические настроения, направленные против него, которые возникли в начале года, когда он оказался единственным, кто не захотел проголосовать за сохранение лимита объема топливного бака в 220 литров (как сейчас). Кое-кто утверждает, что за пару недель до суда Тирреллу предлагались некие договоренности, но, верный своим принципам он на сделки не пошел. Он даже не признает своей ошибки и не просит снисхождения, не говоря уже о самооговоре. Кен Тиррелл — человек непоколебимой веры в себя.
Будущее команды, однако, представляется неясным. Хотя британская компания Systime, производящая компьютеры подтвердила, что продолжит спонсорскую поддержку, на оставшихся этапах этого сезона Tyrrell’ов мы не увидим. Мартин Брандл волен гоняться за любую команду, но только до конца 1984-го. Tyrrell обладает правом на него в 1985-ом и этим правом команда собирается воспользоваться. 45 человек персонала будет занято подготовкой машин для продажи участникам Ф3000 и постройкой нового шасси под турбомотор, которое команда будет заявлять в будущем году. Однако для этого ей потребуется даже больше денег чем обычно. Исключение из чемпионата’84 означает потерю дотаций на перевозки от FOCA. Эта сумма равняется приблизительно миллиону долларов. Судебные издержки выйдут где-то в 12000 фунтов и плюс ко всему на Tyrrell подал в суд монакский концерн, который спонсировал Штефана Беллофа. Менеджер Беллофа, Вилли Маурер требует возместить более полумиллиона фунтов.
Будет интересно посмотреть окажут ли прочие официальные лица FOCA помощь Тирреллу либо предложив какую-нибудь сделку по транспортным расходам, либо коллективно признав незапятнанность имени Кена, потому, что теперь Тирреллу предстоит пережить проклятие слова «обманщик»! FISA пока даже не осознают какой ущерб гонкам они нанесли.
Аппеляционный суд выдвинул новое абсурдное обвинение против Тиррелла, в котором утверждается, что отверстия в днище Tyrrell’а 012 использовались для вывода «запрещенных веществ» перед финишем. На самом же деле эти отверстия, одно из которых на этом снимке открыто (авария Мартина Брандла в Монако) являются сапуном водяной емкости.
* * *
На том же самом слушании был утвержден штраф в размере 6000 долларов, наложенный на Найджела Мэнселла за, якобы, виновность в стартовой аварии в Детройте. Исполнительный комитет FISA обвинил Мэнселла в фальстарте, но когда он предъявил убедительные доказательства корректности своего старта обвинение было снято. Вместо этого они сконцентрировались на том «окне» сквозь которое Мэнселл пытался пройти. Несмотря на письмо Джэкки Стюарта, в котором трехкратный чемпион мира назвал инцидент не более, чем обычной частью гонок и несмотря на то, что Мэнселл утверждает, что «окно» на самом деле было, суд поддержал решение о штрафе. Условное лишение лицензии было все же отклонено.
* * *
В Toleman’е все еще рассчитывают доказать свои права на Айртона Сенну. «В зависимости от того, признают ли наши адвокаты это правомерным или нет, мы готовы отстранить Сенну от оставшихся гонок,» — сказал на прошлой неделе представитель команды, Алекс Хокридж. «Я имею ввиду, что нельзя нормально работать с человеком, на которого вы подали в суд.» Теперь стало известно, что перед ГП Австрии Сенна подписал договор с Lotus’ом и что тогда, за пять этапов до конца чемпионата, он согласился, чтобы официальное заявление было сделано на ГП Голландии. По рассмотрении обстоятельств, действия Сенны кажутся все более и более странными. Не было никакой нужды торопиться с заявлением — Lotus’у Сенна был нужен едва ли не больше, чем Lotus Сенне — и Айртон был достаточно умен, чтобы включить в свой контракт с Toleman’ом параграф о сравнительно дешевом варианте его расторжения. И все же самая простейшая операция, переход из Toleman’а в Lotus, была проведена самым непрофессиональным образом.
* * *
Стефан Йоханнсон будет тем пилотом, который займет вакансию в Toleman’е, если таковая появится. На этой неделе Йоханссон должен был проводить тесты, перед своим дебютом в команде на ГП Европы 23-го сентября.
* * *
На прошлой неделе Ferrari подписали новое трехлетнее соглашение с Гудьиром, тем самым поддержав уверенность в своих силах самого главного спонсора гонок. Перейдя в 1984 году на радиалы, гудьировские гонщики выиграли только дважды — в Цольдере и в Далласе. «Но следует учитывать, что это для нас переходный год,» — сказал представитель компании, Ли Гог. «В следующем году мы снова будем бороться за чемпионат.»
* * *
Роджер Джонс завоевал титул чемпиона в серии Metro Challenge на гонке в Спа за рулем B&M Metro. Ближе к финишу у него случился прокол — он наехал на мусор, оставшийся от взорвавшегося мотора своего главного соперника, Дэйва Карвелла, однако у него был достаточный запас, чтобы взять нужное количество очков. Гонку выиграл Пол Тафт, но после инспекции мотора его Klaxon Metro, предварительное первое место досталось Питеру Болдуину, а второе — Джонсу.
* * *
Уикэнд в Спа закончился этапом чемпионата Marlboro F3, на котором, пролидировав со старта до финиша, победил Росс Чивер. Заняв на своем Valour Racing Ralt-VW поул-позишн, Чивер, проведя безукоризненную гонку, сумел побить Аллена Берга (Ralt-Toyota) и Дэйвида Койна, пилота Формулы Форд 1600, который управлял Ralt-VW Марри Тэйлора. Это была первая победа 19-летнего Чивера в F3.
* * *
Тьерри Бутсен выиграл поул перед 1000-километровой гонкой в Спа на своем Skoal Bandit Porsche 956 и даже немного лидировал, но победа весьма предсказуемо досталась заводским Rothmans Porsche Дерека Белла — Штефана Беллофа и Жаки Икса — Йохена Масса. В последний час соревнований Бутсен и Хоббс лишились 2-го места из-за отказа двигателя, а пара Джонатан Палмер — Ян Ламмерс сошла в начале гонки из-за технической поломки на их Cannon Porsche. Третий Rothmans Porsche (Джон Уотсон — Верн Шуппан) финишировал третьим из-за проблем с зажиганием. Уотсон в этом году проведет еще две гонки за Porsche.
* * *
По причине недавней продажи Autocar’а издательству Haymarket Publishing, рубрика «Спорт» выходит в такой форме в последний раз. Я хочу поблагодарить всех, включая пилотов, членов команд, торговых представителей, коллег и просто искренних энтузиастов автоспорта, благодаря которым моя работа за последние 10 лет была для меня так приятна. Я никогда не забуду эти 10 лет.
Autocar, w/e 08.09.84
v.162, № 4574, p.51-52
Перевод: Максим Куваев, Красноярск, до 04.04.1997
Набор: Евгений Жмарин, Санкт-Петербург
Прислал: Александр Кульчицкий, Санкт-Петербург
Обновлено: 17.12.2007